Булимия – поиск любви или проблемы контроля?

Булимия

Булимия – одна из наиболее часто встречающихся разновидностей расстройства пищевого поведения. Несмотря на то, что она представляется чем-то средним между анорексией и компульсивным перееданием, ее стоит рассматривать как самостоятельную проблему, имеющую свои истоки и свои последствия.

Немного о качественных отличиях булимии от своих ближайших «сородичей». Если анорексия сопровождается психологическими ограничением чувства голода, компульсивное переедание его патологическим увеличением, которое невозможно удовлетворить простым приемом пищи, то булимия характеризуется приступами наличия увеличенного, по сравнению с обычным состоянием, чувства голода, которое приводит к бесконтрольному поеданию всех имеющихся запасов и наступлением фазы «раскаяния за содеянное» - попытками исправить положение, провести очищение организма от избытка поступившей в него пищи.

И здесь возможны разные варианты – более «щадящие», такие как использование слабительных средств и очистительных клизм, до более агрессивных, таких как принудительная рвота. Но такие «качели» , как избыток пищи и избавление от нее – отличительная особенность булимии на любой стадии заболевания.

Сейчас много информации о том, что расстройству пищевого поведения подвержены люди, обделенные уверенностью в себе, испытывающие избыточное давление, с низкой грамотностью в вопросах устройства организма и здоровья в целом. Но жизнь, как всегда, вносит коррективы в подобные «исследовательские выкладки». По моим наблюдениям, с булимией сталкиваются и высокообразованные люди, самодостаточные и независимые, по крайней мере внешне, достигшие больших высот в социуме и личной карьере.

Очень часто булимию называют «модной» или «артистической» болезнью. И действительно, если посмотреть на имена тех, кто признался в том, что не понаслышке знаком с этим расстройством, можно встретить много людей из области моды и артистического лагеря. Почему же среди этих неординарных личностей такое распространение получила именно булимия? Все просто и сложно одновремененно! Все эти люди так или иначе ищут признания своих заслуг у окружения, подтверждения своей неординарности, любви, пусть не родных, так хотя бы поклонников и почитателей их таланта и яркой внешности.

Если «копнуть» чуть глубже, то в историях всех этих личностей можно найти доказательства того, что их достижения состоялись не «благодаря, а вопреки». Очень многие из них страдали в детстве или юности от обесценивания родных и сверстников, нуждались в поддержке близких и их безусловной любви. Но в жизни их ждало другое – требования соответствовать каким-либо стандартам, отказ от собственных желаний в угоду требований других, чаще всего родителей, жесткие ограничения и навязанные шаблоны поведения. От них требовалось быть лучшими, чтобы они были любимы, причем планка достижений становилась все выше и выше с покорением все новых вершин и обретением все новых идеалов. Перфекционизм стал не только движителем их стремления к таким вершинам, но и жестким стандартом в оценке собственной личности.

Все бы ничего, если дело было только в собственных стандартах! Но на них оказывает давление стандарты «другого», ставшие такими привычными с детства. Правда , теперь это стандарты индустрии моды или артистического бизнеса. И это извечное несоответствие таким стандартам становится «пунктиком», обрекающим людей на муки одиночества и страдания от недооценки личности. Откровение из разряда «хочешь быть любимым – не будь слабым»! становится для таких людей своего рода девизом. И как инструмент им на помощь приходит булимия: обжорство – слабость, за которую требуется расплата. И такой расплатой становится самонаказание в виде вызывание рвоты, приема большого количества слабительных или мочегонных средств. Этим актом человек на бессознательном уровне избавляется от проявленной им слабости и избавляет себя от ординарности и обычности, от которых бежит всю свою жизнь. Именно поэтому человеку, страдающему булимией так сложно признать в себе слабость и ординарность натуры, научиться прощать себя и воспринимать реальность не только в максималистических категориях.

Или вот другой случай, когда требования к себе не менее высоки, но уровень ответственности становится настолько невыносимым, что требует разрядки, причем способ такой разрядки должен быть недемонстративный, скрытый, не указывающий на неспособность человека с ней справиться. Очень часто с этим имеют дело люди, чья жизнь буквально «расписана» поминутно, причем расписание не предусматривает их собственных интересов и подчинено воле или требованиям других людей. В такой ситуации ощущения того, что жизнь такого человека не принадлежит ему, что он потерял или не имел над ней контроля, может спровоцировать попытку избавиться от контроля извне, вернуть себе право распоряжаться собственной жизнью. Тогда булимия «услужливо» предоставляет такую возможность: бунт проявляется в бесконтрольном переедании, попытке заглушить неконтролируемый голод, который образовался не только и не столько из-за действительного недоедания или отказа от любимой пиши, сколько из-за желания самому определять что, когда и сколько должно быть съедено. Лихорадочность и поспешность, с которой такой голод стремиться быть утолен лишь свидетельствует о неуверенности в том, что застигнутый за подобным занятием человек не будет лишен такой незначительной возможности утвердиться в собственных правах на свою жизнь. А то, что все это происходит тайно, делает сам процесс еще меньшим доказательством удачности такого самоутверждения в своих правах. И здесь опять наказание неизбежно: то, что расценивалось как победа в таком праве, теперь расценивается как провал самим человеком, как очередная демонстрация слабости и невозможности держать контроль даже в простых процессах. И теперь исторжение пищи становится попыткой доказать самому себе, что человек все-таки контролирует свою жизнь, которая, в действительности, тоже терпит поражение в обретении контроля хоть в каких-то ее проявлениях.

Булимия, безусловно, тяжелое расстройство с глубокими психологическими корнями. Поиск ли это любви или попытка обрести самостоятельность и независимость от другого, не так важно. Важно, что чем раньше человек признает себя подверженным такому расстройству, тем больше у него шансов выйти из него победителем. Пусть вас не обманывает кажущаяся безобидность этого явления. Она не спасет вас от однообразия в вашей жизни, не станет лекарством от стресса, не избавит от необходимости решать проблемы, с которыми вам пришлось столкнуться. И хотя очень часто ее воспринимают как «ширму», за которой можно спрятаться от действительности, не забывайте, что жизнь не будет ждать, пока вы соблаговолите из-за нее выйти. Она пройдет, не оставив вам шанса «избавиться» от проявленной слабости также, как от лишней пищи.

Булимия – поиск любви или проблемы контроля?

Оцените статью:

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг: 4.46; Отзывов: 12
Психолог Гладкова Елена Николаевна
Автор статей

Автор: Гладкова Елена Николаевна

Город: Одесса

Квалификация: практический психолог

Ответов психолога на сайте: 592

Комментарии  
  +3
Надо же: только в возрасте за 40 узнал, как называется та беда, которая сопровождает меня с детства.
Выражалась она не столько в общем переедании, сколько в приступах поедания всего сладкого.
Приступы эти случались под влиянием либо осуждений, упрёков, обвинений со стороны, либо внутренних сожалений, обид. В спокойном, уравновешенном состоянии на сладкое вообще не тянет.
Очень помогли и помогают в преодолении этого недуга запись на бумаге или проговаривание вслух психологических настроев.
Добавить комментарий

Данная форма предназначена только для комментирования текущих публикаций. Если у вас есть вопрос психологу, то его следует задавать здесь.