Как избавиться от желания мстить?

Вопрос психологу:
На протяжении года по воле одного человека в команде несколько человек надо мной издевались, путем давления, запугивания, оскорблений и унижений. Этот человек вместе со мной работал, он гораздо выше по должности и статусу. На своей работе уже бывшей, на начало издевательств я проработала 5 лет. Что послужило такой агрессии в мой адрес, я не знаю, есть догадки, в общем, если что-то плохое было и сделано мной, то не с умыслом. Изначально мне приходили смс, мне дали понять что за мной следят за каждым моим шагом, за моими телефонными звонками, потом начали писать всем моим родственникам и знакомым, в этих сообщениях меня оскорбляли по разному и писали то, что не соответствует действительности. Через пол года дело дошло до того, что мне и моим родным приходили смс каждый день по несколько штук. Меня довели до психоза, именно до психоза. Год я боролась как могла, чтобы не потерять место работы, которое мне было необходимо как источник доходов. Потом я приняла решение уволиться, потому что больше не в силах была терпеть унижения, в том числе и публичные. К примеру мое фото выложили в интернет на сайт проституток и написали руководству письмо, что я занимаюсь проституцией. Потом посыпались угрозы, что будут писать гадости от моего имени, это и стало решающим фактором написать заявление и уйти. С момента как я уволилась, мне резко перестали делать гадости. Прошло три месяца как я живу без этой грязи. Но в душе поселилось чувство ненависти, желание мстить, желание причинить адскую боль, такую, какую пережила я за этот год. В момент этих угроз я испытывала большой страх, чувство беспомощности, чувство "паралича", что кто-то вмешивается в мою жизнь, следит за мной, нарушает все мои права и все законы уже даже не человеческие, а юридические, а ничего не могу сделать и не смогла. И все бы ничего, но сейчас я ничего не могу делать, ненависть меня перекрывает, я никогда не испытывала таких чувств, желание уничтожить, что пугает. Как забыть этих людей? Что сделать, чтобы об этом не думать, чтобы идти дальше своим путем, путем, который у меня есть. Ощущение, что на ногах и руках у меня привязаны большие неподъемные булыжники, которые я скинуть не могу. Помогите мне, пожалуйста.
Автор вопроса: Мария Возраст: 27

На вопрос отвечает психолог Платонова Ольга Валерьевна.
Мария, здравствуйте!
Что сделать, чтобы не думать о прошлом негативе? - Путем изменения мыслей и эмоций внутри Вас о случившейся ситуации. Ваша злость понятна, терпеть в течение года сильнейший прессинг и забыть о нем за пару-тройку месяцев - не так просто. Но, лучшее, что можете сделать для себя - это привести себя в порядок, путем изменения отношения к прошлым событиям, к тем людям, в момент, когда все зародилось.
Ваша задача - проработать прошлый негативный опыт, путем изменения отношения к нему, переведя его во что-то нейтральное.
Все прошлые инциденты, постарайтесь вспоминать безэмоционально, смотрите на них как бы со стороны. Как только начнете себя жалеть, злиться на кого-то, испытывать какие-либо эмоции по типу "ненависть, презрение и т.д.": считайте, что цель "идти своим путем" становиться недоступна.
Ответьте себе вот на какие вопросы:
1. В чем была изначальная причина начавшегося "гонения" на Вас? - "Сухая причина" и ее возгорание?
По сути, практически каждый человек из "хорошего" может перейти в категорию "плохого". И для этого нужно что-то делать, либо не делать, что усилит негатив одного человека против другого, тем более на протяжении длительного периода.
2. Что такого Вы могли сделать, что дало старт для развития случившихся событий для Вас?
3. Далее, особенно важно - подумайте, какое поведение позволило бы тогда разрешить ситуацию, нивелировать ее (минимизировать)? Чего Вам лично не хватало, чтобы вести себя так, что сыграло бы Вам на руку?
4. Какие, ресурсы (личные качества) нужны были в той ситуации, чтобы нормально ее пережить, избежать или прервать? Вы можете воспользоваться примером кого-то, кто смог бы разрешить ситуацию и за счет чего (таким человеком может быть кто-то из Вашего окружения или известный человек, который точно решил бы вопрос).
Если раньше Вы испытывали страх, то теперь испытываете гнев, злость. Что было бы если Вы тогда воспользовались этими качествами?
Найдите в себе то, что в Вашей голове разрешит ситуацию (поскольку текущие негативные эмоции бушуют в Вас и не дают покоя мыслям, рисуя ситуацию неуспеха и поражения вновь и вновь).
5.Представьте, что найденное качество и стиль поведения поможет Вам не только "перепрожить" случившуюся ситуацию в лучшем ее варианте, сценарии, но и окажется продуктивным в дальнейшем.
Если и вспоминать ситуацию, то с вариантами лучшего ее исхода, но не "как могло бы быть, разрешиться само собой", а сделав акцент на том, какой ресурс, полезное качество в Вас способствовало бы решению той ситуации. Например, если Вы в своей "картинке" прошлого ведете себя определенным новым образом, то как меняются события и их исход.
В дополнение с сказанному: для разрядки сейчас будет полезным заняться, например, чем-то спортивным, чтобы выбросить накопившуюся энергию, сбросить напряжение в теле и получить новые силы. Направьте ваш гнев, агрессию, которые есть - вовне (в спорте - побейте грушу), дайте выход эмоциям.
Когда начнете успокаиваться, отходить от прошлых мыслей и переживаний, тогда и будет правильно начинать новое дело, новый путь. Чем раньше оставите ненужный Вам "груз" - тем лучше.
И помните, что разочаровавшись в одном случае, не переносите негативный опыт и проекцию в другую ситуацию, на других людей.
Если поймете, что сами не справляетесь с эмоциями - обращайтесь за консультацией к психологу очно.