Чувство вины в смерти мужа.

Вопрос психологу:
Здравствуйте! Мой муж ушел из дома 18.06.16г. и больше не вернулся. С утра было все нормально, ничего не предвещало беды. Вечером мы поссорились из-за бытовых проблем. Муж начал ругать дочь, что она не убралась в квартире (перед Троицей). Она была с утра со мной на работе, помогала мне. Потом перешел на другие мелочи. После этого вышел на кухню, я пошла за ним и пыталась доказать, что это не так. Он никогда не бил меня, а тогда, схватил за голову и тряс меня. Мне было очень больно в голову. Я сказала, что никогда не прощу этого. Начала сильно плакать. Потом он закрыл дверь и ушел, хотя собирался идти играть с 5-ти летним сыном. В 2015г. у него умер брат, а в этом году 3.05.16г. - умер отец. Это для него было сильным потрясением. Последнее время его все раздражало, то я не так готовлю, то не так делаю. Я уже на чала думать, что он хочет найти причину, чтобы уйти от нас. Когда выпивал, то почти всегда очень сильно напивался. На следующий день никогда не пил. Были случаи, что он мог пойти, выпить и вернуться домой даже ночью. Я ему звонила, уточняла, где он, а он часто то выключал телефон, то кричал, что я названиваю ему. Один раз у него украли телефон, т.к. он был пьян, а я звонила (сказал из-за меня, потому что я названивала). Недавно он купил новый и я подумала, что он придет, как всегда и звонить не буду. На следующий день телефон был вне сети, его украли. И в эту ночь его не стало (знаю, что был сильно пьян). Теперь я очень сильно виню себя в том, что я не повела ребенка за ним, он бы взял его с собой и не пил (так как никогда не употреблял, когда гулял с ним), что не позвонила в тот день, как он ушел и не пошла искать его. Понадеялась, что придет, как всегда. Не нахожу себе места. Диагноз поставили: сердечная недостаточность и алкогольная кардиомиопатия. Но я думаю, если бы мы не поссорились, такого бы не случилось. Подскажите, пожалуйста, как жить дальше. У меня двое детей: 20 лет дочери и сыну 5 лет, мне нужно как-то держаться, а я не могу. Дочь себя тоже винит, так как участвовала в ссоре. Мне нужно и ее успокоить. Не знаю, как это сделать. Понимаю, что сейчас мне придется заменять им и папу и маму. А я совсем не могу держать себя в руках. Уже хватает сердце, так как все время вспоминаю и считаю, что я во всем виновата. Думаю, что может мало уделяла внимание ему. Как жить дальше, не знаю.
Автор вопроса: Лидия Возраст: 41

На вопрос отвечает психолог Клобукова Надежда Сергеевна.
Дорогая Лидия, сочувствую Вам и понимаю, как же тяжело сейчас у Вас на душе!
Чувство вины, которое забирает сейчас все Ваши силы, всю Вас, показывает, что относились Вы к своему мужу бесконечно по-доброму, по-матерински. Вы верили и верите, что Вы ответственны за жизнь мужа. Но это, к сожалению, не так, Вы берёте на себя ответственность, которая Вам не по силам. Жизнь даётся и забирается не Вами!!! И папой для своих деток не надо становиться, Вы для них мамочка, самая нежная и родная на свете. Если Вам хочется сейчас горевать, причитывать, плакать - позвольте себе это. Плачьте вместе с сыночком, дочерью! Но в один день встаньте утром с постели и скажите себе вслух, я человек, я прощаю себя за все несделанное для мужа, я ему была супруга и я ответственна за свою жизнь, за свои эмоции и выражение своих чувств, а он, за свою. Вы пишете, что ждали большой Праздник, день Святой Троицы!!! Значит, вы верующая семья! Значит, Вы понимаете, что то, что случилось, - это воля Божия. Супруг ушёл из этой жизни накануне праздника или даже в этот день (из письма немного не понятно). Он действительно, может, что-то чувствовал, ему нужна была разрядка, Вы просто оказались с ним в этот момент и он сорвался на дочке и на Вас! Сейчас за его душу нужно усиленно молиться. В усердной молитве Вам станет легче и чувство вины начнёт затихать. Вы не заливали спиртное в рот супругу, он принял это решение без Вас, так кто виноват?! Постарайтесь очистить дом, приберитесь, раздайте ненужное неимущим. Конечно, такой вид консультации, как письменный ответ на Ваш запрос, в случае утраты близкого,- этого мало. Помощь Вам также могут оказать по телефону сотрудники психологической помощи. В Москве она бесплатная.
С уважением, НК