Как перестать беспричинно завидовать?

Вопрос психологу:
Добрый день! Меня зовут Лика, мне 22 года, студентка, не замужем, детей нет.
Моя проблема заключается в том, что меня часто беспокоит чувство зависти, зачастую необъективной и беспричинной.
Я с детства была лидером, в учебе, творчестве, отношениях со сверстниками. У меня всегда была и есть достаточно высокая самооценка, я достаточно часто бываю резка с окружающими, но меня саму это не беспокоит, как и не беспокоит окружающих (те, с кем я общаюсь, понимают меня). Однако, с детства меня очень сильно задевает мнение окружающих. Не могу сказать, что это связано с воспитанием, от меня никогда открытым текстом ничего не требовали, но я ужасно боялась не соответствовать. Мои родители находятся в разводе с моего раннего дошкольного возраста, отношения с отцом натянутые, но в целом я не испытываю каких-либо комплексов по этому поводу.
Первым крупным моральным потрясением было то, что лет в 12 я узнала от посторонних людей, что мама девочки, с которой я дружила, пожаловалась классному руководителю, что я обзываю ее дочь, при этом ни девочка, ни классная руководительница мне об этом не сказали. Для меня было огромным стрессом то, что об этом могла узнать моя мама, хотя я понимала, что никакого наказания не последует, я сама ей обо всем рассказала, но страх меня не оставлял, и у меня проявлялись и физические симптомы - рвота, слабость - в течение нескольких дней.
Такой же по силе страх был и в возрасте 16 лет, я тогда общалась с молодым человеком, он провожал меня до дома, но в итоге отношения не сложились, я сама решила прекратить общение, но он достаточно часто давал о себе знать и говорил, что придет ко мне домой. Я достаточно адекватный человек, но эти заявления вызывали у меня приступ паники, с дрожью и кошмарами.
В принципе описанное выше не имеет отношение к волнующей меня сейчас проблеме, но может дать представление о моей психике в целом. Основная моя проблема - зависть. Самое удивительное для меня, что я не могу понять даже ее причин.
Комплексов у меня никогда ярко выраженных не было, я была достаточно крупным ребенком (не полной, а просто высокой), меня это смущало немного в детстве, но не более, у меня всегда были подруги - друзья, отношения с противоположным полом тоже складывались без проблем. В плане личной жизни у меня тоже все хорошо, есть любимый и любящий молодой человек, первый и единственный, с которым собираюсь в дальнейшем создать семью. В материальном плане тоже нет никаких проблем, моя семья имеет доход выше среднего, при желании я могу получить все, что захочу, однако уже со второго курса университета работаю по специальности и обеспечиваю себя сама. Внешность моя меня также устраивает, считаю себя привлекательной, занимаюсь спортом.
Моя проблема появилась еще в подростковом возрасте - я нахожу объект для зависти, и меня не отпускает это чувство, пока я не перестану вообще встречаться с этим человеком, при этом у нас могут быть хорошие отношения.
Впервые я осознала свою проблему еще в школе - у меня была подруга, которая мне не нравилась, и я не могла объяснить чем, пока я не поняла, что завидую ей. Да, она была красивой, пользовалась успехом, но не больше, чем я, то же самое и относительно учебы/материального состояния. Но любой ее успех был для меня болезненным уколом. После школы мы не особо общались и сейчас у меня она не вызывает уже никаких подобных эмоций, наоборот, искренне радуюсь и переживаю. Тогда я решила, что может моя зависть была оправданной, ведь у нее был постоянный молодой человек, она казалась мне красивее меня, и т.д.
Но потом мое восприятие этой ситуации изменилось. Такая же беспричинная зависть появилась и в университете. Моя одногруппница, с которой я хорошо общалась, так же не превосходила меня в чем-либо, более того, объективно она менее успешна в учебе, меня совершенно не привлекает ее молодой человек, она не кажется мне такой уж привлекательной внешне, но опять таки любой ее успех меня резко задевает. При этом я не злорадствую, не радуюсь поражениям, наоборот, хочу общаться с ней хорошо, но понимаю, что внутренне я напряжена и нахожусь в постоянном сравнении. Объяснить свой "выбор" объекта для зависти я не могу, ведь в том же университете есть девушки красивее меня, умнее, успешнее, но меня это совершенно не беспокоит, я понимаю, что я не идеал, что сравнивать себя с кем-то глупо, но при этом не могу ничего поделать с тем, как меня задевает конкретный человек.
Я готова была бы смириться и с этой завистью к конкретному человеку, в конце концов через год я закончу институт, не буду встречаться с ней, и меня перестанет волновать это, я замечаю даже, как становится проще за время каникул, когда я не встречаюсь с этим человеком (хотя социальные сети несколько усугубляют проблему). Но я стала замечать, что в любой группе людей я сразу нахожу подобный объект для внутреннего колкого сравнения, и меня это сильно напрягает. Я очень хочу избавиться и освободиться от этого чувства. Оно не делает меня лучше и сильнее, так как я не могу понять причин зависти и причин выбора конкретного человека. Мало того, что это чувство мешает все равно искренне сблизиться с кем-то, так оно еще и постоянно терзает меня при любом упоминании этого человека.
Я очень стремлюсь оберегать себя, свою семью, близких от внешнего негатива, а носить внутри себя такое разъедающее чувство очень неприятно.
Спасибо за внимание к моему длинному письму!
Автор вопроса: Лика Возраст: 22

На вопрос отвечает психолог Данильчук Валентина Васильевна.
Здравствуйте, Лика!
Извините за запоздавший ответ.
Внимательно прочла Ваше обращение. Итак, начнем.
Лика, очень хорошо, что у Вас появилось желание перестать завидовать. Зависть -- очень плохое чувство, негативное, которое разрушает не только психологически, но и физически.
"...Я с детства была лидером, в учебе, творчестве, отношениях со сверстниками. У меня всегда была и есть достаточно высокая самооценка... Комплексов у меня никогда ярко выраженных не было...Внешность моя меня также устраивает, считаю себя привлекательной... и т.д."
Это все очень хорошо. Лика, но давайте копнем глубже и Вы увидите, откуда растут корни имеющейся у Вас зависти. Вначале Вы, возможно, не согласитесь, но когда прислушаетесь к себе, поймете, что так и есть, а соответственно будете точно знать, с чего начать искоренять из себя это чувство.
Чувство зависти, как оказывается, есть у очень многих. Объясняется это тем, что у всех людей есть свои желания, они стремятся к чему-то более лучшему в жизни. То есть, всегда есть то, что они бы хотели иметь: работу, деньги, шикарный дом, автомобиль, яркую внешность, черты лидера, умение красиво говорить, держаться в незнакомой обстановке и много-много чего другого, особенно мелочей.
Хорошо, когда завистливый человек осознает, чего именно ему не хватает в жизни, т.е. знает, к чему в будущем стремиться. Но еще лучше, когда завистник понимает, что нужно от разъедающего чувства избавляться.
Какие люди входят в число завистников? Лика, Вы тоже входите в это число.
В первую очередь, это люди с заниженной самооценкой.
И дальше, это люди, у которых множество комплексов.
Это люди, у которых неосуществленные желания.
Это люди, которые очень недовольны собой (даже, если со стороны по ним так и не скажешь).
И наконец, это люди, которые в душе ненавидят окружающих (но при этом у них может быть много друзей, знакомых, они могут быть даже душой компании).
Понимаете, да? То есть человек не есть самим собой. Он просто натягивает маску и играет роль.
Лика, получается еще один парадокс. Неосознанно завистники сами стремятся общаться с теми людьми, которым в дальнейшем можно будет завидовать.
Вы так и пишите: "я нахожу объект для зависти, и меня не отпускает это чувство, пока я не перестану вообще встречаться с этим человеком, при этом у нас могут быть хорошие отношения".
Для того, чтобы перестать завидовать, нужно изменить, в первую очередь, отношение к себе, больше себя полюбить (а ведь есть за что), пересмотреть свои жизненные ценности.
Лика, запишите на бумаге (только искренне) все свои достоинства и что есть хорошего в Вашей жизни (Лика, только без преувеличения, просто -- по факту). На бумаге написанное всегда легче доходит до сознания, чем устные рассуждения.
Для того, чтобы зависть не разъедала изнутри, нужно избавляться от нее или перетрансформировать ее в положительное чувство. Как это сделать?
Лика, просто цените то, что Вы уже имеете. Стремитесь к лучшему. Другие люди пусть будут для Вас примером, а не просто объектом для зависти, и которым в душе Вы желаете всего самого худшего. Пусть чувство зависти будет мотивацией к действию. Если не можете искренне порадоваться за успех другого человека, то просто возьмите себе на заметку, чему Вы могли бы поучиться у конкретного человека и к чему Вы могли бы стремиться.
Желаю успехов!
С уважением, Валентина