Преследует чувство вины, переживания из прошлого и дискомфорт, связанный с ними.

Вопрос психологу:
Здравствуйте, уважаемые психологи. Хочу обратиться к вам с такой проблемой.
Меня преследуют навязчивые переживания и воспоминания об одном поступке из прошлого. Думаю, это связано с тем, что я испытываю комплекс вины, связанный с этим событием. То есть, сознательно я говорю себе извлечь уроки из этого опыта и забыть, а бессознательное не даёт мне этого сделать. Я снова и снова прокручиваю тот травмирующий случай. Если воспоминание приходит, отогнать его практически невозможно. Это то же самое, что говорить себе не думать о чём-то, и ты автоматически начинаешь невольно думать об этом ещё больше. Это отравляет мне каждый день. Я могу быть занята интересным делом, начать действительно получать удовольствие от жизни, и сразу, автоматически, как с неба на голову, падает мысль или картинка — стоп. Подожди, а вот есть такой-то случай, который ты допустила в своей жизни, помни о нём и не будет тебе больше никакого спокойствия. Настроение сразу становится подавленным, озабоченным. И вместо того, чтобы пропустить эту мысль мимо себя, я вовлекаюсь в неё и зацикливаюсь на негативе, начинаю дополнительно вспоминать какие-то ещё более давние промахи, неудачи, просматривать их словно на записи. В таком случае я просто выпадаю из того, чем занималась до этого, а также из всех своих мыслей и планов. Так как продолжается это уже не один день, я часто выпадаю из жизни в целом. Случай расценивается моим подсознанием как роковой, катастрофический и не подлежащий ни прощению, ни забытью. При этом подсознание полностью фокусируется на нём и он присутствует как бы фоново часами, днями, неделями. То есть, даже не думая об этом, я об этом помню. Ощущение не из приятных. Ещё одна замеченная мною тенденция — это то, что нежелательное воспоминание может быть спровоцировано любой вещью, человеком, имеющим косвенно и хоть как-то отдаленно к этому случаю отношение. А ещё избегание. Я избегаю мест и всего, что могло бы мне об этом напомнить. Думаю, сами понимаете, почему. Хотя, даже без избегания всегда найдётся что-то, что воскресит переживания из памяти или они сами придут ко мне. Я не знаю, что тут имеет место, внутренний конфликт или ещё что-то, но весь этот механизм часто запускает страхи, такие как, например, страх того, что я просто-напросто схожу с ума. Или страх того, что у меня что-то не так со здоровьем, хотя на него я сейчас не жалуюсь. Может ли это быть симптомом навязчивостей ОКР? ОКР меня мучило в детстве, но тогда я еще не знала, что это такое. Навязчивые действия, бывает, возникают и сейчас, но они мне не очень мешают. Иногда мне кажется, что нужно зайти вот именно в эту кабинку, дотронуться до стола/стены/шкафа и пр., попить воды именно сейчас, сделав именно 3 глотка. Иначе предчувствие чего-то плохого. Но это всё можно пережить и, по сравнению с гнетущим чувством вины, не мешает вообще. Спасибо за внимание, очень жду ответа и совета.
Автор вопроса: Алиса Возраст: 23

На вопрос отвечает психолог Лелюк Алина Владимировна.
Алиса, здравствуйте!
«Меня преследуют навязчивые переживания и воспоминания об одном поступке из прошлого. Думаю, это связано с тем, что я испытываю комплекс вины, связанный с этим событием» - единого совета, что с этим делать – нет. Вы с кем-нибудь говорили о том случае? Вы сами решили, что этот поступок «роковой, катастрофический и не подлежащий ни прощению, ни забытью» или это оценка других? Что могло бы помочь «простить» себя или нейтрализовать негатив того события? Кто мог бы помочь в этом? Чья поддержка Вам нужна? Что поможет изменить к себе отношение и избавиться от чувства вины? Подумайте над этими вопросами и возможно, найдете ответ.
Алиса, сразу отвечаю на Ваш вопрос – «Может ли это быть симптомом навязчивостей ОКР» - да, может. Вы пишите, что «ОКР меня мучило в детстве, но тогда я еще не знала, что это такое» - Вы обращались к специалистам? Кто поставил Вам диагноз? Что Вы с этим уже делали? Вы лечили ОКР?
ОКР еще называется неврозом навязчивых состояний. Это очень похоже на то, что Вы описали. Но для более точного диагноза я бы советовала обратиться к психиатру. Психологи не ставят диагнозы. И тогда Вы точно будете знать, с чем имеете дело и как это нейтрализовать. Поэтому – не затягивайте с визитом к доктору.
Что я могу посоветовать в Вашем случае:
1. Чем больше мы стараемся о чем-то не думать – тем больше об этом думаем. Как будто залипаем в этих мыслях. Когда Вас посещают мысли о том прошлом событии – не гоните их прочь. Ведь так Вы пытаетесь их блокировать и тем самым усиливаете. Думайте о том событии. О том, что все прошло. Что тогда Вы поступили ровно так, как могли. Что Вы простой человек, которому свойственно ошибаться. Погружайтесь в эти мысли. Когда начинается приступ страха – не пугайтесь. Вы же знаете, что с Вами все будет хорошо. Идите в этот страх до конца. Важно следить за дыханием. Глубокий вдох и глубокий выдох. Даже если будет очень-очень страшно – спокойно следуйте за своим страхом. До самого пика. Пропустите этот страх через себя и в себя. До конца. Следите за дыханием. Постарайтесь найти спокойное место, чтобы Вас никто не потревожил, и чтобы Вы своим состоянием никого не испугали. Думайте о том событии и страхе до упора. Пока не почувствуете, что волна напряжения падает.
И так каждый раз, когда будут посещать эти мысли. Не гоните их, а погружайтесь в них. На каком-то разу (у всех по-разному) мысли перестанут быть такими напрягающими и пугающими. Если сложно будет самостоятельно через этой пройти – обратитесь к специалисту. С его помощью Вы сможете гораздо легче и быстрее с этим справиться.
2. Перестаньте избегать всего, что напоминает о том событии. Чем больше избегание – тем больше вероятность «встречи». Начните специально ходить в те места, которые напоминают, встречаться с теми людьми, которые поднимают в памяти те события. При наступлении страха – идите в нем до конца (см. пункт 1) И со временем ни места, ни люди, вещи, ароматы и т.д. не будут иметь такого влияния на Вас и вызывать столько эмоций.
3. Касательно ритуалов – начните делать все наоборот. А со временем вообще не делайте никаких ритуалов. Как только Вы делаете что-то, чтобы снять напряжение и ослабить тревогу – Ваш мозг это запоминает. И в следующий раз обязательно об этом напомнит. Хочется потрогать стену – не трогайте. Нужно выпить воды именно три глотка – либо не пейте, либо пейте 5 глотков. И если при этом будет казаться, что становится хуже, что сковывает страх – нужно переждать. Страшитесь, пугайтесь, бойтесь и помните, что с Вами ничего не случится. Контролируйте дыхание. Через минут 10-30 (у всех по-разному) отпустит и станет легче. Мозг запомнит, что с Вами ничего не случилось, никакой опасности нет и больше не будет страхов. И так нужно работать со всеми Вашими ритуалами и навязчивыми мыслями.
Страх – это всего лишь мысли, застрявшие в нашем мозге. Чем больше мы себя ограждаем от разных действий, событий, людей, вызывающих страх, тем больше мы укрепляем наш страх. Мозг начинает усиленно верить в то, что есть опасность. Когда мы идем навстречу страху – мы тем самым делаем его слабее. И со временем наш мозг перестает видеть опасность и страх полностью исчезает. Вам нужно учить мозг не бояться.
И еще раз повторюсь – Алиса, найдите хорошего специалиста. Если можно облегчить Ваши страхи и страдания – сделайте это. У Вас ведь целая жизнь впереди. И то, как Вы ее проживете – целиком и полностью зависит только от Вас.