Не могу забыть прошлое мужа.

Вопрос психологу:
Добрый день. Меня зовут Сабина. Мне 23 года. Замужем. Дочери год. Вышла замуж за свою первую любовь. Вместе мы со школы. Отношения наши с самого начала были сложными, но друг без друга мы все-равно не могли. Дело в том, в самом начале отношений я училась в восьмом классе, а он в одиннадцатом. Живем мы в небольшом районе, где почти все друг друга знают. До меня у него никогда не было серьезных отношений (как бы смешно это не звучало, ведь возраст сами понимаете), была то одна, то другая, а меня он полюбил. Вместе были три года. Он поступил в университет, учился в другом городе. Интимных отношений у нас не было, т.к. я считала, что ещё рано. Он пытался меня склонить к этому, но я отказывала, не была готова. Когда он жил в другом городе, чего только у нас не было: находила в вк группы в поисках знакомств, левые страницы, через которые он знакомился с девушками, находила фотки с другими девушками. Предъявляла, но за этим следовали слезные мольбы о прощении. Приходили на телефон сообщения от «скучавшей» по нему девушке, он мне всегда находил что ответить и я верила, т.к. была очень глупой. В итоге через год он собирается идти в армию. Я его провожаю... Через пару месяцев родители отправляют меня на отдых в Болгарию. Я знакомлюсь с новыми друзьями, ни с кем не встречаюсь, но по приезде с моря мой парень не разрешает добавлять друзей в вк, даже девочек. Я его умоляла, но слышала отказ. После чего я создаю новую страничку и общаюсь там со своими девчонками. Он не знал об этом. После ко мне добавился не известный парень и мы начинаем общаться, он был с другого города. Он очень мне понравился, но оказалось, что у моего парня и у него есть общий знакомый, он увидел нашу переписку и передал все моему парню. После чего мы расстаёмся и я встречаюсь с ним, еду в другой город, в живую его встречаю и влюбляюсь. Бывший пытается ещё звонить с армии, приезжает с армии и в первый день приходит ко мне с цветами, просит вернуться, я ему отказываю. После оканчиваю школу, поступаю в институт, с этим парнем у нас все хорошо... Мы с ним провстречались пять лет, но в течение всего этого времени мой бывший никогда не давал покоя, то появится через пол года, то через год, то ещё раньше. Серьезных отношений у него не было, все как обычно - не надолго. Всегда просил меня вернуться обратно, быть снова с ним, что самое интересное - я сама не могла окончательно забыть его, частенько заходила на его страницу в вк, что и он тоже делал, как выяснилось позже. Из-за него я и расставалась с парнем, но потом снова с ним сходилась, было дело, что мы с парнем жили вместе, но потом бывший снова появился и сказал, что сделает все на свете, чтобы меня вернуть, что он докажет, что изменился. Я отказывала, а он сказал, что не отступит. В итоге с парнем я расстаюсь, схожусь со своим бывшим. Через пол года я забеременела и мы сыграли свадьбу. Сейчас все у нас хорошо, слава богу. У мужа хорошая работа, растёт наша любимая дочка, строим дом... Я в декрете пока. Но, понимаете, иногда внутри всплывают моменты прошлого... Просто из ничего... Какая-нибудь сказанная фраза сразу у меня ассоциируется с нашим прошлым. Однажды даже возникла ситуация: как-то мы дома были только вдвоём, дочка была у родителей, я была в кухне и муж подошёл и обнял, посадил на стол и спрашивает: а ты пробовала на столе?? На что я очень возмутилась: Ты серьезно? На что он ответил: Блин, да не так выразился, хотел спросить, не хочешь ли ты попробовать на столе? На что я сразу психанула: Ещё что ты у меня спросишь? Где я пробовала или нет? (подумала, неужели он настолько меня «любит», что спрашивает такие вещи). Он тоже взорвался: Лучше не начинай! Разве я буду это спрашивать?? Так и разругались. Он в этом плане, кстати, не был моим первым и когда узнал, сказал, что всю ночь не спал, только и думал об этом. Были между нами разные разговоры. Однажды сказал, я помню твою авку (с моим парнем), когда я увидел ее, решил целый год не заходить к тебе на страницу, потом зарылся лицом в подушку и сказал, что ему пять минут нужно, чтобы перебеситься. Однажды с женой его друга разговаривали и она рассказала, что он пригласил одну знакомую, которую я тоже знаю, совместно с ними отдохнуть, но у них ничего не было, они и не встречались, просто время провести. Он у меня очень общительный, в их компании всегда присутствовали и девчонки, при мне это было тоже. Поэтому я к этому нормально относилась, но почему-то услышав это, я ему на следующий день предъявила. После чего у нас опять скандал. Он вышел из себя и давай орать: ты за что мне предъявляешь? Какая тебе вообще разница с кем я куда ходил? Ты где в это время была? В том, что она приехала, ничего такого и не было, я просто позвал ее время провести с друзьями. Что в этом такого? Ты сама-то что?? Ты не представляешь, сколько всего у меня внутри сидит! Ты вот и не знаешь! Короче, все в таком режиме.
Его друзья говорят, что он меня всегда ждал, даже зная о существовании у меня парня. Все его родители в том числе говорили, что он всегда именно меня и любил, с мамой его мы очень в хороших отношениях, она и сказала, что что-то он там пытался вроде строить, но у него не получилось, типа тебя любил. Извините за столь подробное описание. Просто из-за любых мелочей я могу или он за что-то зацепиться, но мой муж сдержанней в этом плане. А я нет.. Помогите советом, как перестать цепляться за прошлое?
Автор вопроса: Sabina Возраст: 23

На вопрос отвечает психолог Санжиев Александр Игоревич.
Здравствуйте Сабина. Я понимаю, что вам хочется сделать ваши отношения гармоничными. Хорошо то, что вы хотите поменять отношение к прошлому, ведь действительно, в нём есть моменты, которые неблагоприятно влияют на нас. И конечно, полезно поменять наше к ним отношение.
Дело в том, что у нас есть наше прошлое, а именно, события, которые реально с нами происходили и их мы никак не поменяем. Поменять случившееся в прошлом невозможно.
Но есть, и другая сторона нашего прошлого – наше личное отношение к нему, и его, как раз, мы можем поменять. Это единственное, что мы можем изменить в нашем прошлом. И сделать это очень полезно.
Так же наше прошлое, наши неудачи, сложности и другие события происходят с нами для того, чтобы мы чему-то научились. А в случае не понимания нами урока, он повторяется, только гораздо сильнее и очевиднее. Он как бы превращается из маленького звоночка в огромный колокол.
Таким образом, получается, что есть наше прошлое, в котором мы можем изменить наше отношение к нему и вынести определённый урок. А можем продолжать переживать по поводу прошедших событий и ждать колокольного звона от судьбы.
Для того что бы изменить ваше отношение к прошлому, помимо сильного желания, полезно будет разобрать ситуации согласно следующим вопросам:
• Чему вы научились благодаря этим ситуациям?
• О чём был этот жизненный урок?
• Что важного и ценного вы приобрели, благодаря этим ситуациям?
Ответив на такие вопросы, касательно ситуаций прошлого, вы сможете заметить, как поменялось ваше отношение к ним.
Я думаю вы не сможете не согласиться с тем, что доверие в отношениях являются очень важным компонентом. И конечно нужно делиться своими мыслями, желаниями, чувствами. Важно делиться определённым образом. Для того, чтобы вас лучше восприняли эффективнее говорить о ваших чувствах и переживаниях, нежели предъявлять претензии или упрёки. А даже если вы хотите, чтобы человек вёл себя иначе, важно говорить конкретно, что он сделал не так и каким образом ему лучше делать. Для того, чтобы человек действительно вас послушал и начал делать по-другому, хорошо начать с похвалы, затем сказать, что сделать иначе, после чего обязательно снова похвалить.
Не верьте мне на слово, а убедитесь в этом на собственном опыте, взаимодействуя по-новому в реальной обстановке. И вскоре вы почувствуете, как стала меняться ваша.
Это позволит вам облегчить симптом, и вам будет гораздо легче. И в тоже время для более глубоких и основательных изменений необходима индивидуальная работа.