Чувство вины съедает меня и это мешает обрести счастье и гармонию.

Вопрос психологу:
Моя проблема идет из подсознания. Необоснованно, но я думаю (и это меня гложет), что мама никогда не сможет простить меня за то, что я сделала татуировку. И что меня такую никто не полюбит. Но оглядываясь назад я понимаю, что татуировка на некоторое время помогла мне справиться с депрессией. У меня всегда были комплексы по поводу веса, небольших шрамов (аппендицит) и пикантной женской теме про волосатость. Я в отца внешностью. И на чисто подсознательном уровне я этого всегда стеснялась. Поэтому сейчас я ассоциирую свой рисунок на теле, как избавление от комплексов. Этому решению увековечить собственный эскиз (я художник) на теле предшествовали некоторые жизненные ситуации, и я думаю всё дело в этом. Мама с папой развелись, когда мне было 7. До 11 лет я с мамой спокойно жила в нашей квартире в родном городе. Она познакомилась с будущим мужем из другого города, мы переехали. В родном городе осталась любимая бабушка по маминой линии, папа, друзья и кот. Мы переехали, и через пару лет у мамы начались проблемы в отношениях с этим человеком. На меня это сильно давило. Потом умерла наша бабушка, и я винила себя за то, что она прожила последние дни в одиночестве, вдали от нас. Потом я резко похудела и мне нравилось свое тело. Но это продолжалось недолго, я поступила в колледж и набрала 15 килограмм. Я стала ненавидеть свое тело, все это сопровождалось моими слезами, депрессиями и мамиными ссорами с мужем. В колледже я влюбилась, и мне казалось, что это взаимно. Но через 4 месяца молодой человек перестал общаться со мной, объяснив это тем, что я неинтересна ему. Я впала в депрессию, плакала каждый день. Спустя полгода я сделала татуировку, я была счастлива. Мама была вначале против, но потом она сдалась. Её это расстроило, но потом она привыкла. И я виню себя за то, что расстроила маму. Она всё для меня. У меня нет человека ближе и дороже неё. Прошел год, а я все еще виню себя. Я всегда была примерным ребенком и тут такой протест - татуировка (она красивая, не отталкивающая - изображение клетки, в которых я запечатаю свои страхи и комплексы). Но меня не стали любить меньше мои близкие и мама. Спустя время чувство, что я расстроила маму, усилилось. Мама развелась с этим человеком, и мы переехали на родину. Казалось бы, что все должно быть хорошо, мама перестала плакать из-за бывшего мужа. А я все продолжаю винить себя. После переезда я узнала, насколько плохо было маме в прошлых отношениях, что она часто плакала. А я этого не знала. Думаю, чувство вины усилилось еще из-за этого. Каждый день я плачу и прошу для неё счастья. Я никогда не расстраивала её так сильно, как тогда. Она уже забыла, простила меня, а я не могу себя простить. И еще я боюсь, что не найду своего человека, мужчину, который примет меня всю с недостатками, шрамами и татуировкой. Боюсь навсегда остаться одна (у меня не было отношений - только романтическая дружба). Я просто хочу полюбить себя и не испытывать сожалений из за прошлого, которого не изменить.
Автор вопроса: Дарья Возраст: 18

На вопрос отвечает психолог Кондоба Елена Викторовна.
Здравствуйте, Дарья!
Ваше чувство вины имеет предпосылки (причины), которые коренятся в Вашей семейной истории. Дело тут не столько в татуировке, которую Вы сделали, а в том, что Вы в принципе склонны испытывать вину в отношениях с мамой. Причина, на мой взгляд, заключена в том, что Вы были еще ребенком, когда Ваши родители развелись. Когда такое происходит, то ребенок, как правило, начинают думать, что родители расстались, так как он был плохим, то есть бессознательно берет вину на себя. Просто в силу своего возраста и определенных защитных механизмов, у ребенка недостаточно внутренних ресурсов, чтобы осмыслить произошедшее событие (развод), как что-то независящее от него. Многие дети берут бессознательно вину на себя, так как их психика не достаточно сильная, чтобы принять такое психотравмирующее событие. А так как Вы еще идентифицируете себя с мамой, то Вы настолько слиты с ее переживаниями, что чувствуете ее боль как свою. Ваша мама была несчастна какой-то период своей жизни, но поверьте, это происходило вовсе не по Вашей вине. Так сложилась ее жизнь и Вы тут не причем. Татуировка, конечно, могла доставить ей временное огорчение, могла разочаровать ее, но в целом, это не означает, что Вы сделали что-то не так или что-то плохое. Это способ самовыражения всего лишь, причем социально одобряемый. Я думаю, Вы преувеличиваете свою вину в собственных глазах, так как Вас очень ранят любые отрицательные переживания, которые испытывает Ваша мама. Опять же, так как Вы ее ребенок, то по определению, привыкли воспринимать ее как источник силы и защиты. Однако видя ее страдания, ее слабые стороны, Вы опять же как ребенок, не знаете, как на это реагировать и что делать с ее уязвимостью, Вас это пугает. Потому что родитель для ребенка – всегда сильный, могущественный, опора. Слабость, страдание и боль, которые испытывает мама, Вас пугают. А когда нас что-то пугает, то мы склонны начинать контролировать ситуацию. Вина – это способ взять ситуацию под контроль, найти причину маминых страданий в себе. Ведь если источник происходящего в нас, то мы всегда можем попытаться сделать что-то с собой, чтобы повлиять на ситуацию. Однако, Дарья, это не всегда так. И в Вашей ситуации – это тем более не соответствует действительности. То есть страдания Вашей мамы имеют место быть, но это не говорит о том, что Вы плохая дочь, расстраиваете ее делая татуировки, это говорит о том, что мама такой же человек как все, она уязвима и ранима, как Вы, я, как все остальные люди. И Вам надо научиться отделяться от ее страданий и позволять ей быть с ними наедине, то есть Вы можете сочувствовать ей, сопереживать ей, но не вините при этом себя. Сочувствие и сопереживание – это достаточно для того, чтобы быть хорошей дочерью и относится к маме по-доброму, с любовью. Вы не в силах остановить ее боль или пережить эту боль за нее. И чем раньше Вы это поймете, тем быстрее чувство вины сойдет не нет. Этот защитный механизм против маминых страданий, который сформировался у Вас, и вызывает чувство вины и мешает Вам жить гармонично и счастливо. Так что, Дарья, подумайте про это и постепенно Вы обязательно обретете внутреннюю свободу и гармонию. Желаю Вам всего самого хорошего! Если будут вопросы, обязательно пишите.