Как справиться со своим гневом в присутствии ребенка?

Вопрос психологу:
Здравствуйте!
Моей малышке 10 месяцев. Это желанный ребенок и у нас с мужем хорошие отношения. Мы любим друг друга и малышку. На данный момент муж находится на заработках за границей вот уже как месяц. Наверное, у всех мам бывает такое состояние, когда ну не можешь больше нянчить плачущего ребенка, и в такие моменты моим спасением был муж. Давал мне время успокоиться. Сейчас он далеко и помогать мне не может. Мы с малышкой живем у моим родителей, но их помощь очень минимальна.
Так вот, проблема состоит в том, что я не справляюсь со своими приступами гнева, когда ребенок ночью или рано утром начинает плакать и долго не засыпает. Для меня сон – это святое и я всегда злюсь, если меня будят – не важно кто. Всё бы ничего, но я начинаю кричать, ругаться на ребенка и два раза я её укусила от злости, что у неё остались красные отпечатки на щечке. Меня это очень тревожит. Если я сейчас способна на такое, то что будет дальше? Что ещё я способна сотворить с маленьким беззащитным существом?
Когда такое случается, ребенок очень сильно плачет. Мне сразу становится её жалко. Я её жалею и стараюсь успокоить. И плачу сама. Поплачем вместе, пожалеемся и потом ребенок улыбается, как будто ничего и не случилось. Скажите, на неё эти случаи как-то повлияют в будущем?
Я корю себя за это. Начинает казаться, что я психически не здоровая, ведь я понимаю, что ребенок маленький и ни в чем не виноват. Это моя проблема, а страдает она. Я не хочу травмировать своего ребенка психически и физически. Никому не рассказываю об этом, потому что стыдно. Понимаю, что только трусливый человек может обидеть того, кто слабее.
Пробовала придумывать себе наказания за проявления агрессии к ребенку, но ничего не действует. Вообще, я против насилия в семье и не хочу даже голоса повышать на ребенка, только мне этого очень трудно дается.
У нас с сестрой разница в возрасте 11 лет. Когда она родилась и была маленькой, ещё не ходила, родители её оставляли на меня на непродолжительные промежутки времени, так как я была очень ответственным ребенком. И ещё тогда у меня появились эти проявления нетерпимости и гнева по отношению к сестре. Когда она плакала, меня это раздражало и я могла взять её, потрясти и положить обратно в кроватку дальше плакать. Через какое-то время мне становилось её жаль и я брала её на руки, пыталась успокоить. Мне было 11-12 лет.
Помогите, пожалуйста. Почему со мной так происходит? Я не могу найти причины сама.
Может быть есть какие-то дыхательные упражнения, которыми я могла бы воспользоваться, если ситуация повторится, чтобы успокоиться?
Что мне делать?
С уважением, Кристина.
Автор вопроса: Кристина Возраст: 24

На вопрос отвечает психолог Баштынская Светлана Викторовна.
Здравствуйте, Кристина!
Вы недавно стали мамой, и это огромный стресс для вас и вашей семьи. Это нормально, т.к появление ребенка меняет весь уклад жизни. Я понимаю, как вам сейчас тяжело, малышка требует внимания 24 часа в сутки, это сложно и изматывающе для любого человека. Тем более, когда рядом нет нужной помощи. Мне очень хочется вас поддержать, то, что вы видите проблему и ищете пути решения, это важный шаг вперед, это говорит о вас, как о заботливой маме, которой очень важно, что происходит с ее ребенком.
Я могу предположить, что вы редко позволяете себе злиться и выражать свой гнев в жизни. Но на самом деле он никуда не девается, он копится внутри вас. Злиться и испытывать гнев - абсолютно здоровая реакция человека. Позволяете ли вы себе выражать его на близких людей, на других взрослых? Часто в семьях родители срываются на своих детях, т.к не могут высказать свои чувства тем, к кому их испытывают. А младенец оказывается тем, на кого выразить свой гнев безопасно - он не ответит и не отвернется от вас.
По вашему письму выходит так, что вы копите в себе свои чувства, потом, когда сил уже нет их скрывать (например, ночью), вы взрываетесь, затем испытываете чувство вины, и стараетесь еще больше сдерживаться и даже наказывать себя. Получается какой-то замкнутый порочный круг. И как вы чувствуете сейчас, это сдерживание не работает. Вы человек - и это естественно испытывать различные эмоции. И если вы будете говорить о своих эмоциях тогда, когда их испытываете, не накапливая, то и проявление их будет гораздо слабее.
Важно понять, причину вашей злости. Судя по ее интенсивности это не просто злость от того, что вас разбудили, она имеет более глубокие корни. Посмотрите внимательно внутрь себя, на кого вы на самом деле злитесь? Может ли это быть гнев на мужа, который уехал и оставил вас? Несмотря на то, что ваш муж зарабатывает деньги для семьи, вы имеете право испытывать гнев на то, что его нет рядом.
А на родителей, которые помогают по-минимуму? Еще тогда, в детстве, в 11 лет вам пришлось взять на себя очень большую ответственность - следить за младшей сестрой, хоть и на непродолжительное время, но для вас, как для ребенка это могло быть чрезмерно, это был не ваш выбор. И судя по тому, что ваши эмоции доставались вашей сестре, родителям вы не могли сказать об этом. Как происходит сейчас?
Теперь о том, что делать, когда вы уже злитесь. Сейчас, в первую очередь, обезопасьте ребенка, как только чувствуете, что теряете контроль, лучше оставьте малышку в кроватке (или другом безопасном месте), отойдите, глубоко подышите, можете побить подушку/кровать/что угодно - выпустите пар. Но важно найти причину ваших чувств, причину ваших взрывов, т.к «выпускать пар» - это как «лечить симптомы, а не болезнь».
Когда понимаете, что начинаете злиться, говорите об этом. Вы можете говорить своей малышке, что с вами происходит, отражать, что происходит с ней, тем самым вы будете учиться сами и учить своего ребенка понимать, что вы и она испытываете в данный момент. Говорите ей, как пример: «Я сейчас злюсь.., меня бесит то-то.., мне хочется кричать…, ты хочешь того-то…, тебе плохо… при этом я люблю тебя».
Сейчас вам нужно время для себя, ваше пространство, время, когда вы можете полностью принадлежать себе, это естественная потребность человека. Можете ли вы организовать его себе? Попросить родителей хотя бы на час посидеть с внучкой? За это время займитесь собой - погуляйте, зайдите в магазин, сделайте что-то для себя. Есть ли у вас возможность выезжать куда-нибудь с ребенком, чтобы разнообразить ваши дни? Встретиться с подругами? Т.к постоянно отдавать себя другому, хоть и самому близкому человечку на свете, невозможно, откуда вам в таком случае брать энергию и ресурс?
Есть ли кто-то с кем вы можете делиться своими переживаниями и чувствами? Попробуйте обратиться на консультацию к психологу, это также будет временем только для вас, где вы сможете понять причины и искать другие пути, а также получить ту необходимую поддержку и понимание, которые сейчас вам необходимы. Буду рада ответить на ваши вопросы.
С уважением, Светлана Баштынская.