Стоит ли беспокоиться, если взрослый человек стремительно впадает в детство?

Вопрос психологу:
Доброго времени суток! Я искала ответы на подобные вопросы, но нужной информации так и не нашла, ибо тут явно что-то похуже заурядной инфантильности. Речь пойдет не обо мне, а об отце. Данная проблема уже давно заботит нас с матерью. Дело в том, что он - взрослый мужчина, 56 лет от роду - ведет себя как плаксивый ребенок лет пяти: постоянно хнычет, говорит каким-то детским голоском, называет свою жену (мою мать) "мамочкой", капризничает и вообще часто общается с нами по-детски, задавая глупые вопросы на уровне еще развивающегося дитетки, говоря полную чепуху... Предпосылки стали медленно появляться еще пару лет назад, но сейчас все усугубилось и, боюсь, дальше станет только хуже. Нельзя не сказать, что человек очень (!) злоупотребляет алкоголем (при сахарном диабете, проблемах с печенью и ЖКТ, инфаркте). Бывший военный с деспотичным и тяжелым характером (не раз гонял нас из дома, избивал, скандалы и по сей день часто случаются, но это совсем другая история), стремлением все контролировать и ломать характер более слабым и уязвимым людям, чрезвычайно замкнутый, прижимистый, консервативный и намеренно загоняющий себя по уши в иллюзии. Мы особо не можем на него повлиять или заставить что-то делать / не делать, т.к. находимся, мягко скажем, не в авторитете, да у него их и нет. Даже теплых отношений у нас нет, ибо он ничего нам о своем внутреннем мире не рассказывает, о нашем узнать не хочет, держит нас ради создания для окружающих иллюзии счастливого семейства. Живем втроем (я, он и мама), работает из нас только он, но на данный момент пребывает дома уже четвертый месяц, т.к. в процессе перехода к другому работодателю. Весьма умный человек, разбирающийся во многих областях, ценится и уважается на работе. В определенные моменты он способен таки собраться и превратиться в более-менее приличного члена общества. За последние годы его состояние вообще заметно ухудшилось из-за того же алкоголизма, которого он, конечно, не признает. Опять же, потребность в иллюзиях полной идиллии в жизни и постоянное гиперболизированное обеление себя. Это все выражается преимущественно в постоянном закрывании глаз на какие бы то ни было проблемы. Ужасное состояние здоровья в целом, хотя из-за всего вышеперечисленного он вообще одной ногой в могиле. Видимо, последний факт он на глубине души осознает, в связи с чем нередко бывает какая-то паранойя с его стороны касательно близкой смерти. Денежный вопрос его очень заботит, так что оставлять все нажитые богатства нам он не хочет. В общем, примерный портрет, думаю, нарисовался. Нас с матерью, безусловно, очень раздражает такое поведение с его стороны, но мы и переживаем за его состояние. Как вообще на это реагировать? Может, это симптом каких-то серьезных психических заболеваний?
Автор вопроса: Дарья Возраст: 18

На вопрос отвечает психолог Уразаева Лидия Валерьевна.
Здравствуйте, Дарья.
С учетом алкоголизма, сахарного диабета (который всегда сказывается на состоянии сосудов, в том числе и головного мозга), уже проявляющихся изменений в поведении, есть реальные шансы (но не обязательно) на умственную и социальную деградацию. И, при нарисованной вами картине (если вы не преувеличили и не закрыли глаза на другие стороны жизни), вряд ли вам удастся предотвратить это.
Допустим (не факт!), что вы получите подтверждение ваших опасений. Что дальше? Вряд ли он согласится на лечение, а заставить его вы можете только, если его признают недееспособным. Вы к этому готовы? Недееспособность - это потеря работы, а без общества и цели деградация будет стремительной.
Не лучше ли дать ему возможность работать дальше, по возможности сохраняя свой умственный потенциал, а самим с мамой заняться построением своей жизни, не опекая отца? Ведь жизнь с таким человеком наложила свой отпечаток на вас обеих. Обиды, недоверие, тревога сказываются на всех сферах жизни - и будут особенно заметны при построении вами своей семьи. Чтобы не транслировать эти негативные эмоции на мужа и дальше своим детям, а также чтобы не жить жизнью стареющего отца, а начать СВОЮ жизнь, очень рекомендую обратиться к психологу. Потому что в семьях вроде вашей, с отцом-деспотом, отцом-алкоголиком, всегда много душевных ран. И залечить их МОЖНО.