Подруга жила в моей квартире за мой счет и теперь плохо отзывается обо мне.

Вопрос психологу:
Добрый вечер!! Пожалуйста подскажите , я не понимаю, что произошло...Пригласила свою подругу из общежития переехать ко мне на съемную двухкомнатную квартиру в центре. Она приехала в мой город совсем недавно и заселилась в общежитие. Ей было очень неудобно там жить, она всегда жаловалась на обстановку и невозможность расслабиться как у себя дома. Мне не хотелось, чтобы она мучилась,и я с радостью позвала ее жить вместе со мной. Все расходы за жилье оставила на себе, мне ее деньги не нужны. Единственное, что я просила от нее, так это просто ее дружеской компании. Вначале все было просто замечательно, как говорится все на позитиве. Но потом стала с ее стороны замечать неприятные моменты в поведении. Она никогда не убиралась дома, и даже просто не помогала мне с уборкой.Как бы я не намекала на помощь, она делала вид, что не замечает меня. Продукты в дом всегда покупала только я и она охотно все это съедала. Нет, мне не жалко, но когда я однажды съела 3 кубика купленной ею шоколадки, она не разговаривала со мной потом целый день. На вопрос,что случилось, сказала мол не трогай чужие продукты. Я просто потеряла дар речи, думала, шутит что ли? После этого случая она с собой на работу стала забирать все купленные ею вещи,будто бы было впечатление, что я это все украду или съем. Ладно думаю я, пусть она не самый щедрый человек, но зато друг хороший. И как оказалось потом, она всем нашим общим знакомым рассказывала про меня нелицеприятные вещи. Мол, я умоляла ее к себе переехать, а она не хотела. Ей так не хочется со мной жить, но ей меня жалко одну оставлять. Говорила, что я бестолковая, неумеха, наивная дура, плохо готовлю и убираю. А что больше всего меня рассмешило, так это то, что я якобы пользовалась и даже воровала ее косметику, вещи и прочие принадлежности. Боже, то чем пользуюсь я и она, это небо и земля. Я не буду врать, я стараюсь покупать все самое лучшее и ни в коем случае не стала бы использовать ее китайские штучки. Так вот, все закончилось тем, что я попросила ее съехать. Она начала плакать и спрашивать, что случилось. Я лишь ответила, что даю ей неделю. Сегодня она уехала. Теперь она всем говорит, что я гнида и заслуживаю всего самого худшего. Мне искренне непонятно за что???
Автор вопроса: Анна Возраст: 24

На вопрос отвечает психолог .
Здравствуйте Анна!
В Вашей ситуации изначально не были расставлены границы. Вы пригласили подругу к себе без обязательств, не оговорив условия, на которых вы будете сожительствовать. Из Вашего письма я так поняла, что она Вас об этом не просила, это была Ваша инициатива, наоборот, получается, что Вы просили у нее компании. Поэтому она и жила в свое удовольствие, не напрягаясь уборкой, готовкой и прочим, полагая, что еще и делает Вам одолжение. Вы же изначально создали гостевые условия. А гости не должны убирать, мыть посуду, покупать продукты и т.д. Вы же сами старались создать ей комфорт, просто ожидая, что ее воспитание и ценности идентичны Вашим. Но оказалось, что она вполне может потреблять, не испытывая при этом угрызений совести и чувства вины. И из-за того, что обязанности каждой из вас не были проговорены и приняты началось непонимание. Вы – ожидали и молчали, она - жила и недоумевала, что изменилось. А тот факт, что она рассказывала о Вас неприятные и даже выдуманные вещи лишь подтверждает тот факт, что ценности и дороги у вас разные.
Знаете, как говорят, «вода и советы нужны только тем, кто их просит», в Вашем случае Ваше желание помочь было сильнее ее желания напрягаться и что-то менять. Она была готова терпеть свои сложные условия, но ничего при этом не делать, а жаловаться. Это такой тип людей, которые могут постоянно быть не довольны чем-то, но ничего не делают, чтобы это изменить. Следовательно, это их устраивает, а Вы хотели причинить добро. Но в данной ситуации Ваш поступок был неценен. Можно подумать, склонны ли Вы в принципе быть благодетелем, зачем Вам это нужно? Откуда идет желание быть хорошей? Если это случается от случая к случаю, то это нормально, но желание помогать всем и даже потребность в этом (казалось бы, на первый взгляд бескорыстная) скрывает за собой некий комплекс неполноценности, когда человек нуждается в одобрении, поощрении окружающих и таким образом становится ценным и для себя. Но это тема для более глубокого личного анализа и понимания истинных мотивов своих поступков.
Из данной ситуации можете сделать вывод о том, что прежде чем сделать хорошо другому, спросите себя, это нужно Вам или ему? Вы уверены, что тот, другой. Нуждается в Вашей помощи? Кроме того, помощь тоже может быть разная, Вы могли бы предложить подруге лучшие условия, но не ущемляя при этом себя, не действуя в ущерб себе, своему бюджету, комфорту и т.д. А получилось, что Вы из роли спасителя очутились в роли жертвы. Потому что баланс был нарушен.
В целом, думаю, что Вам есть над чем подумать в этой ситуации, сделать выводы, осознать свою ценность и четко выстраивать границы с другими людьми, даже если это близкие, родные или друзья. А что касается подруги, то как минимум не опускайтесь до ее уровня и не обсуждайте эту ситуацию с общими знакомыми. Вы получили ценный опыт, простите ее и отпустите ситуацию, не нужно никому ничего доказывать, у каждого своя правда.
Верю в Вас и Ваши силы!