Как находить общий язык с людьми и не бояться общения?

Вопрос психологу:
Здравствуйте! Я студентка 3 курса вуза. Пожалуйста, помогите разобраться с проблемой, которая меня мучает долгий промежуток времени.
Как-то парень сказал, что у меня нет подруг, потом вдруг опомнился: "Я это сказал вслух". Это меня немного задело, но я не подала виду. В скором времени стала анализировать, и действительно: у меня нет близких подруг, только знакомые. Да и в школе не было, либо по тому, что я была отличницей и участвовала во всевозможных олимпиадах, конкурсах, либо по тому, что не могу находить общий язык с людьми. А если даже найду, то очень долго привыкаю к людям. К тому же людей, которым я доверяю, можно пересчитать по пальцам.
А может дело даже не в доверии? Я иногда испытываю страх перед общением - что спросить у человека, а может ему будет не интересно. (В ряде случаев общение превращается в некий допрос: мой собеседник отвечает на мои вопросы, но попутно ничего не разъясняет. Вот и думаешь: стоит ли продолжать беседу.) Либо же другая ситуация - кто-то мне говорит, а я не разбираюсь в этой теме, говорю, что не знаю, не сталкивалась с этим. ( Взять тот же Instagram - спрашивают почему у меня его нет, а я не понимаю зачем выставлять различные фото, делать selfy.) Разговор мгновенно прекращается, а мне очень неловко, и я думаю, что мой кругозор недостаточно широк. Хотя я люблю читать, но мои интересы (языки, история цивилизаций, литература, книги по своей будущей специальности) мало кого интересуют. Возможно, я интроверт? Бывший парень говорил, что я закрытый человек и слишком много времени уделяю на учебу, литературу и прочие интересы, и что скоро подсяду на антидепрессанты. Прошел год, но я не подсела, и настроение у меня прекрасное. Однако стала замечать за собой (со 2 курса), что я больше молчу, чем говорю. Я связываю это с неудачей на экзамене, когда отправили на пересдачу. До этого момента ни разу не получала ни одной плохой отметки. Теперь мне стало трудней говорить о том, что я чувствую и думаю. Может, это психологическая травма? Или что-то в этом стиле? Еще мне неловко перед парнем, бывают моменты, я даже не знаю о чем его спросить, что обсудить, а он очень любит душевные разговоры. Или же мне все высказать - все свои страхи, переживания, мечты и т.д. Я никогда ни с кем не делилась, потому что считала, что это выглядит так, будто ты жалуешься или ноешь, что все плохо. Иногда я думаю, что это связано с детством: мама воспитывала меня одна (папа бросил нас, когда мне не было и года, и я его ни разу не видела), она очень строгая, я боялась попросить что-нибудь, а иногда даже пойти гулять, потому что опаздывать было нельзя, была недовольна, когда я получала четверки. Что мне делать? Как разобраться во всем?
Автор вопроса: Евгения Возраст: 21

На вопрос отвечает психолог Панина Ирина Николаевна.
Здравствуйте, дорогая Евгения!
Я понимаю ваше состояние. Я бы назвала этот этап вашей жизни поиском себя, или знакомством с собой. Ведь согласитесь, вы сами пишите, что стали анализировать свою жизнь, свое окружение, задумываться о своих психологических травмах только сейчас.
Триггером послужили слова вашего знакомого об отсутствии у вас друзей.
Раньше вас это, кажется, не напрягало вовсе.
Желание быть частью общества для любого человека является нормальным. МЫ социальные животные. А что значит "быть частью"? Это значит, разделять ценности и убеждения, которые там , в обществе, приветствуются. В какой то мере надо стать "как все". Вот тут вы, оглянувшись на себя, пришли к пониманию, что вы отличаетесь бОлее, чем все остальные члены общества. Ну, на самый первый, или ваш, субъективный, взгляд.
Смею вас уверить, какие то отличия от общей массы есть у всех. Мы не клоны. Кто то более музыкален, кто то более общителен. У кого то больше популярность, у кого-то меньше.
Кстати, заметили ли вы, что и высокая и низкая популярность людей обуславливается их ОТЛИЧИЯМИ от всех членов общества?
И то отличие, из-за которого в одном обществе человек будет популярным,в другом обществе послужит фактом его отвержения. Как в сказке Гадкий Утенок, помните?
Отличие основное ваше в том (по вашему же мнению, а может быть, это не так, и есть другие отличия тоже), что у вас мало друзей. Полагаю, это не добавляет вам популярности, хотя в дальнейшем, ваша популярность может вырасти в разы.
Что значит быть такой вдумчивой образованной девушкой, как вы?! Вам "грозит" стать интеллектуалом, может быть, написать книгу и стать знаменитой ...все так же не имея много друзей, а имея кучу почитателей.
Вы пишете о своей интроверсии. О возможной психологической травме. Знание терминологии, самоанализ, говорят о вашем высоком интеллекте и по вашему письму без грамматических ошибок и с великолепной стилистикой, я могу сделать определенный вывод относительно вашей акцентуации характера.
Похоже, что вы и правда интроверт. Кроме того, люди вам интересны. Но вы склонны наблюдать за ними, и не спешить вступать во взаимодействие. Ваша боязнь стать неинтересной, обидеть собеседника выдает тонкую душевную организацию и говорит о том, что для вас ценна уникальность личности. Как вашей, так и любого другого в вашем окружении.
Так стоит ли ломать себя об коленку, заводя кучу обременительных "друзей", чтоб лишиться ценности собственной индивидуальности?
Думаю, стоит проживать жизнь в том теле, которое мы получили при рождении. И с темпераментом тоже мы ничего поделать не в силах. Темперамент - это врожденная структура личности.
Характер, как приобретенная структура, может нивелировать какие то "огрехи" темперамента, но.... горная река никогда не станет широкой речкой в долине. Можно лишь расширить берега, и только, с помощью характера.
Полагаю, у вас была психологическая травма. Утрата одного из родителей, отсутствие мужской руки в воспитании ...это, конечно, дает о себе знать.
Моя вам рекомендация - познайте себя. Кто вы такая, каков ваш темперамент, способности, задатки, подумайте о том, НУЖНЫ ли вам друзья, а если да, то для чего и кто вам нужен рядом?
Не думаю, что следует подстраиваться под мнение общественности (общественное мнение - это мнение тех, кого не спрашивают))). Вы живете свою жизнь для себя, а не для них.
"Или же мне все высказать - все свои страхи, переживания, мечты и т.д. Я никогда ни с кем не делилась, потому что считала, что это выглядит так, будто ты жалуешься или ноешь, что все плохо."
Об этом - можно написать в дневник, например, если вы опасаетесь открывать душу всем, кому попало. (НЕ безосновательно, скажу я вам).
Эти же вопросы с благодарностью и принятием обсуждаются у психолога в атмосфере дружеской и доверительной. И строго анонимной.
Желаю вам найти Себя. И счастье.)
С уважением, Ирина