Как справиться с излишней агрессивностью?

Вопрос психологу:
Здравствуйте! Меня зовут Мария и мне 19 лет. Постараюсь как можно точнее описать суть моей проблемы. Я слишком агрессивна, нетерпелива и несдержанна. Иногда это переходит все границы дозволенного, и чем старше я становилась, тем положение усугублялось. С самого детства я была не спокойным ребенком, вечно влезала в какие-то драки, потасовки, мне было сложно найти общий язык с родителями и все сходило лишь на крики и недопонимание. Но все же я становилась старше, на смену детской непоседливости пришла агрессивность и несдержанность, я совершенно не могу контролировать свои эмоции: недовольства, ярость, злость. По началу я не сильно волновалась и переживала, но дальше только хуже. Я понимаю, что многим близким людям делаю больно своими срывами, но ничего не могу поделать с этим сама, увы. Любой незначительный конфликт, и я уже готова "рвать и метать", срывы стали чаще и сильнее, это уже нельзя списать на черты характера. Я общаюсь со многими людьми и в какой момент поняла, что и им зачастую перепадет во время моих истерик, но когда я думала, что хуже быть не может, то оказалось, что я и сама получаю удовольствие от происходящего. Мне нравится смотреть на то как им больно, их страдания - моё хорошее настроение. Осознав это я совсем потерялась, я не знаю что делать и как вообще придти в нормальное человеческое состояние.
Вот совсем недавно я с пеной у рта кричала на свою маму только потому, что она слишком сильно гремела посудой. И каждый раз я плачу ночью, нет не из-за того что мне стыдно, а скорее от жалости к самой себе. Я все чаще смотрю на себя, и мне тошно от того что вижу, это не то, о чем я мечтала, не то, к чему стремилась. Я уничтожаю людей вокруг себя. Может это началось, когда моя мама
слишком много работала, и я жила у дедушки с бабушкой, которые решали все проблемы с помощью ремня и морального унижения, я не могла кушать в их присутствии, разговаривала и боялась смотреть им в глаза, но за каждую оплошность,
совсем незначительную порой, например, как тройка за контрольную по математике, я получала по полной. Возможно, это была их мера воспитания, но мне от этого ни капли не легче. Наверное, все усугубилось, когда моя мама заболела психическим расстройством и не смогла работать, а меня отправили жить к другой бабушке, где я чувствовала себя ещё хуже и не нужней. Сейчас я до сих пор живу с бабушкой и совершенно не могу общаться с ней, все наше общение сводится к ссорам. И я бы очень хотела, чтобы все изменилось, но я не знаю с чего начать.
Автор вопроса: Марий Возраст: 19

На вопрос отвечает психолог Соколова Екатерина Сергеевна.
Здравствуйте, Мария!
Ваша агрессивность обусловлена прежде всего огромной обидой на близких, которые обращались с Вами весьма жестоко в детстве, и в первую очередь на маму , потому как именно она отдала Вас –маленькую беззащитную девочку в столь суровые для детской психики условия.
Наверняка, в годы своего взросления, когда жили с бабушкой и дедушкой, Вы чувствовали себя самой несчастной на Земле, с которой так несправедливо обошелся жестокий мир. Не удивительно, что это чувство посещает Вас до сих пор («каждый раз я плачу ночью от жалости к самой себе»).
Это говорит о том, что внутри Вас до сих пор живет маленькая девочка (жертва), которая плачет от страха и обиды. Но наше подсознание работает таким образом, что Жертва рано или поздно превращается в Тирана, жаждущего возмездия за свои страдания. Вот и Вы, будучи взрослой, неосознанно ,конечно, решили отыграться по полной на всех своих обидчиках.(« Мне нравится смотреть на то как им больно, их страдания - моё хорошее настроение.»).
Конечно, здесь нужна серьезная работа с психологом, т.к. Ваша агрессивность , обусловленная обидой, в тандеме с Вашим темпераментом может со временем превратится в настоящую гремучую смесь, полностью вытеснив из вашей личности, ту чуткую и добрую девушку, которой Вы на самом деле являетесь.
Кроме того это чревато тем, что когда Вы сами станете мамой -будете применять весьма жесткие меры воспитания к своему ребенку, не брезгуя рукоприкладством. В вашем подсознании может сработать так называемый семейный сценарий- проще говоря Вы будете неосознанно копировать манеру поведения своих воспитателей (мамы, бабушки и т.д.).
Всех методов работы здесь описать просто невозможно. Потому могу дать ряд общих рекомендаций.
Первое, что необходимо сделать- прекратить жалеть себя!
Это будет весьма непросто, т.к. состояние жертвы всегда несет в себе скрытые выгоды. Прежде всего это перенос ответственности за все свои неудачи на других людей. Можно вести себя как угодно, при любом раскладе виноваты будут другие.
Да, это печально, что Ваше детство было безрадостным, но оно закончилось! Зачем же этот груз тяжелых воспоминаний теперь тащить за собой всю жизнь?
Хотите Вы или нет, но ответственность лежит только на Вас! Вы –хозяйка и автор своей жизни и в любой момент можете ее поменять!
Вот техника ( в весьма сокращенном виде), которая может Вам помочь.
Закройте глаза , расслабьтесь, представьте перед собой маленькую девочку-маленькую Машу, посмотрите на нее-какая она: возможно, с косичками или с ободранными коленками, и, скорее всего, она довольно испуганная. Обнимите ее, скажите , что любите и всегда будете рядом с ней. Пообещайте, что у Вас будет все хорошо, теперь никому не нужно мстить, т.к. вы обрели самое главное-это друг друга. Побудьте в этом состоянии несколько минут.
Второе: необходимо отпустить обиды на всех близких ( на маму, бабушку, дедушку). Эти обиды, которые не дают Вам покоя, жрут именно Вашу душу, делая из Вас домашнего тирана. Так что с ними нужно срочно попрощаться.
Начать работу Вы можете с письма своим близким! Не обязательно его передавать. Опишите в нем все свои обиды, негативные чувства, которые мучают Вас. Расскажите , как Вам было в детстве больно, страшно , одиноко! Закончите свое повествование словами о прощении (необходимо это сделать абсолютно искренне). Вам сразу станет легче! Очень важный фактор здесь - это желание простить, т.к. никакая психологическая техника не сможет помочь, если человек этого сам не захочет.
Ну а в-третьих, уже сейчас нужно учиться реагировать на стрессовые ситуации по-другому. Это тоже навык! Когда очередной раз Вы почувствуете приступ ярости, попробуйте сделать хотя бы 10 глубоких вдохов, чаще всего этого достаточно, чтобы самые яркие эмоции улеглись.
Очень рекомендую Вам также заняться медитацией- весьма эффективный метод для того, чтобы стать более спокойным и гармоничным человеком!
Удачи Вам, Мария! У Вас все получится!