Как вести себя с другом-подростком?

Вопрос психологу:
Здравствуйте!
Мне 23 года, и у меня есть друг, которому всего 16 лет. Знакомы мы с ним недавно, примерно 4 месяца, но мальчонка хороший, привязалась к нему. Личность он неординарная и эмоциональная, и ко всему прочему у него присутствует сильная гендерная неопределенность (носит парики, делает маникюр и т.д.). Он приезжий, учится в колледже в Санкт-Петербурге, то есть родительского надзора за ним по сути нет.
Мы его всей нашей компанией любим и стараемся оградить от безрассудных поступков, но ни у кого из нас нет родительского опыта, и мы не знаем, как реагировать на финты, которые он периодически выкидывает. Недавно наглотался антидепрессантов и заработал пищевое отравление. Видно, что он очень одинокий, не может оставаться наедине с собой, но и чрезмерная опека его злит.
Как нам быть? Относиться к нему как к взрослому не получается, как к ребёнку тоже. Он вроде как и умеет думать, но иногда чуть ли не пальцы в розетку суёт, чтоб посмотреть, как мы отреагируем. Сейчас он на всех своих друзей "обиделся" и игнорирует. Мы решили ответить той же монетой, чтоб один посидел и перебесился. Но я опасаюсь, что он может вытворить какую-то глупость. Он из-за всей своей "непохожести" очень рано стал всё пробовать. Но вдруг в очередной раз он нарвётся на реальную опасность.
И он действительно всё очень остро переживает.
В общем, это "фейерверк на ножках", а мы, его друзья, все бездетные и иногда вообще не понимаем, как на него реагировать и чем помочь. А некоторые волнуются ещё сильнее моего. Чувствуешь себя как обезьяна из мультика "Гирлянда из малышей", хотя у самого детей-то и нет.
Не знаю, почему, но у меня возникло какое-то чувство ответственности за него. Жалко его, хоть он это чувствует и пользуется этим. Но действительно жалко! И не понятно, реально он себя так ощущает или неосознанно своими друзьями манипулирует, чтоб мы его лишний раз пожалели. Посоветуйте, пожалуйста, как вести себя с ним. Или, может, конкретные ссылки на литературу. Мы все были подростками, но вели себя в разы спокойнее и более уравновешенными, так что личный опыт здесь не помощник, к сожалению.
Заранее благодарю за ответ!
Автор вопроса: JulietKa Возраст: 23

На вопрос отвечает психолог Ковтун Инга Николаевна.
Здравствуйте! Поскольку ситуация описана недостаточно подробно для анализа и выявления степени девиантного поведения Вашего друга, могу дать общие рекомендации по общению с непростым подростком. Прежде всего, Вы не можете нести за него ответственность. Это должен научиться делать он сам. Хоть он и не совершеннолетний, но должен понимать, что у его поступков есть последствия. Вы не можете уберечь его от него самого. Но Вы можете помочь ему повзрослеть. Каким образом? Для начала начните относиться как к взрослому. Все же он больше взрослый, чем ребёнок. Вы и компания должны подавать ему пример, а не подстраиваться под его выходки. Нужно сделать так, чтобы он подстраивался под Вас, чтобы не он вызывал реакцию у Вас, а Вы у него. Причём, позитивную реакцию! Давайте ему какие-нибудь несложные, но ответственные задания, поручения, просьбы, благодарите за выполнение, игнорируйте невыполнение. Смотрите вместе хорошие фильмы о семейных отношениях, о судьбах и трудностях великих людей, обсуждайте компанией темы, которые хотели бы донести до подростка, но осторожно, невзначай. Понимаете, воздействовать на него нужно опосредованно,осторожно, не читать ему лекции, а делать так, чтобы он был в них активным участником. Важно не указывать ему, что нужно делать, а чего нельзя, а сделать так, чтобы он сам осознал это. Чаще хвалите его, но по поводу. Будьте честны с ним. Не делайте что-то за него, а будьте рядом с ним. Это основная задача друзей. Вы уважаете его и Вы рядом, в каком бы настроении и состоянии он ни был. Пусть он поймёт это. Было бы кстати помочь ему найти интересное хобби, которое отвлекало бы его от дурных мыслей. Может даже вместе заняться благотворительностью. Добрые дела часто меняют людей в лучшую сторону. Успехов Вам!