Ребенку 4,5 года. Как помочь ребенку приобрести уверенность и научить его постоять за себя?

Вопрос психологу:
С малого детства проблема дать сдачи сверстнику или тому, кто младше его. Он всегда давал всем игрушки, не обращал внимания на толчки и т. д. С детьми постарше дерется. Обычно это братья и сестры от 8 до 16 лет. По поводу сестер я ругаюсь, объясняя, что девочек бить нельзя, их надо любить. Нападает сам. И довольно - таки не плохо дерется, так как с папой дома тренировались и сам любил поколотить грушу. Но если нападет сверстник - моё сердце разрывается. Пробовали объяснять, показывать, даже ругать (знаю, что так нельзя, но когда уже не знаешь как объяснить, терпение и гнев переходит все границы). Он хочет дать сдачи, сжимает кулачки, замахивается, но дать обидчику отпор не решается. Иногда заканчивается слезами, иногда просто уходит от этого. Сейчас ребенок ходит (почти год) в секцию по футболу, но я и там вижу проскальзывает неуверенность в себе. Он не умеет отбирать. А в футболе это необходимо. Я в детстве тоже была не уверенным ребенком, в подростковом возрасте меня это парило. Может он в меня пошел? И я хочу изменить это в нем, чтобы потом его это не парило. У Меня в детстве были хорошие отношения с родителями. Меня не били, в угол ставили пару раз за то, что уходила к подружке без спроса. Муж мой вообще никогда за словом в карман не лезет, и не ждет, когда нападут на него. Может дать отпор любому. А вот как помочь ребенку постоять за себя??? Как научить его быть уверенней в себе? Нет такого дня, чтобы я не сказала ему что люблю. Я всегда его хвалю, когда это необходимо, ругаю, обнимаю, целую, иногда и по попе могу дать. Он много разговаривает, он высокий, но худенький, очень активный, для его возраста развивается хорошо. Ходит в школу 2 раза в неделю. Он не забитый, не замкнутый, нормальный ребенок. Обязательно ли отдать его в секцию единоборств или каким то другим методом можно научить его дать отпор обидчикам? Мне не надо, чтобы он был затейником всех драк, но обидчику утереть нос иногда просто необходимо, если же он не понимает сначала простой речи. Буду благодарна за любой совет.
Автор вопроса: Надежда Возраст: 27

На вопрос отвечает психолог Унтерова Виктория Владимировна.
Здравствуйте, Надежда!
Вы задали очень хороший вопрос: как помочь ребенку приобрести уверенность и научить постоять его за себя. Действительно, уверенность или неуверенность не являются врожденными качествами, данное качество отражает то, насколько человек считает себя ценным и нужным миру, а, прежде всего, значимым для себя людям.
Как родители могут сформировать в ребенке ощущение самоценности? Очень важно считаться с мнением ребенка. Это не значит позволять делать абсолютно все и не соблюдать правил, установленных родителями, а объяснять на доступном уровне и спокойным тоном почему нельзя, советоваться с ребенком в тех вопросах, где его мнение может быть учтено, давать возможность ему действовать самостоятельно, когда это приемлемо, учитывать особенности его характера. Резюмируя все это, можно сказать, что ребенку необходимо чувствовать, что его уважают родители, иначе он не будет осознавать, что его в принципе должны уважать другие люди, в том числе, сверстники.
Вы пишете, что ваш сын "всегда давал всем игрушки, не обращал внимания на толчки". Может быть, ему эти толчки не казались чем-то заслуживающим внимания? Также, возможно, такой способ реагирования на обидчика, как "дать сдачи", неприемлем для вашего ребенка.
По вашему письму у меня сложилось впечатление, что данная проблема больше волнует Вас, нежели самого ребенка, так как Вы пишете, что именно у Вас "терпение и гнев переходят все границы". У Вас, а не у ребенка. Кроме того, Вы пишете "Мне не надо, чтобы он был затейником всех драк, но обидчику утереть нос иногда просто необходимо".
Получается, что поведение, которое Вы ждете от ребенка, нужно именно Вам, не ему.
Надежда, подумайте, почему Вас это так задевает?
Теперь давайте поговорим о том, как ребенку можно реагировать на действия обидчиков. Научить разным способам реакции можно в ролевой игре. Для ребенка дошкольного возраста игровая деятельность является основной, поэтому такие способы обучения запомнятся ему гораздо больше, чем просто пояснения. Можно проиграть с ребенком различные ситуации, например, как мальчик отбирает игрушку у него или толкает и что можно сказать при этом. Можно применять варианты таких фраз, как "Мне не нравится, что ты меня толкаешь. Не надо этого делать", так и фразы, которые помогают выстроить дальнейшее дружеское общение, что, на мой взгляд, более эффективно.
Например, в ситуации, когда ребенок отнимает игрушку, можно предложить совместную игру, с подключением других игрушек, распределением ролей. Иными словами - важно развивать коммуникативную сферу, то есть, способность вашего сына общаться с другими детьми, вовлекать их в диалог, выстраивать игру. В этом случае, дети будут тянуться к вашему сыну, им будет интересно вместе и не будет желания затевать драку или обижать.
С уважением,
Виктория.