От меня отвернулись все подруги. Есть ли в этом моя вина?

Вопрос психологу:
Лет в 12 подружилась со своей одноклассницей. Все было отлично: гуляли вместе, ночевали одна у другой и тому подобное. Но в один прекрасный день она решила, что я ей что-то плохое сделала и просто начала меня всячески игнорировать. Я не стала с ней как-то примеряться, потому что поняла, что скользкий это человек и раз уж так получилось, то это к лучшему. Прошли годы, и я подружилась с другой своей одноклассницей, та самая история дружбы. Спустя годы получилось так, что она начала больше общаться с моей первой подругой, и потом случилось так, что и эта сказала, что я чем-то её обидела. Меня первая моя подруга заставила, хоть и не открыто, извиниться перед своей второй подругой, что я и сделала в слезах и с маленьким подарком. Я отпустила и эту подругу, но не заметила за слезами сперва того, как в душе радовалась моя первая подруга. Спустя еще несколько лет я подружилась уже с третьей своей одноклассницей. Дружили мы с ней около 5 лет. Все было: и ругались, и мирились, и расставались на долго, но все же мы опять встречались и вместе гуляли и тому подобное, пока я не уехала в другую страну на учебу. Она начала общаться с моей первой подругой, хотя когда то мне на неё говорила плохие вещи. И я почувствовала, что мы начали отдаляться друг от друга. И в один день я ей задала вопрос: ''Почему ты мне больше не пишешь и иногда меня игнорируешь, я же думала, что мы лучшие подруги?''. На что я получила ответ, мол это я её игнорирую, не приезжаю к ней в учебное время, отмахиваясь тем, что не имею на такую поездку денежных средств. И еще сказала, что она и не задумывалась о том, что я её лучшая подруга. Обидным было именно это. Я не общалась с ней неделю (я с ней не рвала никакие связи, просто дала подумать над всем). Настал её день рождения и я хотела её поздравить, но она не брала трубки, на сообщения не отвечала. И я задумалась, а не повлияла ли как-то на неё та моя первая подруга, так же как она повлияла и на вторую мою подругу. Может она как-то её и настроила против меня, как и мою вторую подругу.
Мне обидно то, что от меня отвернулись две подруги, которых в свое время я считала лучшими. Но считали ли они меня такой? Виновата ли во всем я своими, возможно, иногда необдуманными поступками, или все же против меня настроила их моя первая подруга? Потому что на вопрос: ''Почему же ты не хочешь со мной общаться?'' я во всех случаях получала ответ, который не описывал ни плохих моих действий, ни плохих моих слов. Отпустить ли мне моих подруг? Как бы я этого не хотела, и как бы я не дорожила нашей дружбой, мне кажется, что я для них была никем.
Автор вопроса: Виталина Возраст: 19

На вопрос отвечает психолог Унтерова Виктория Владимировна.
Здравствуйте, Виталина! Дружба основывается на искренности, понимании, доверии, взаимных интересах и симпатии друг к другу. При любых длительных отношениях время от времени возникают различные сложности, можно сказать, испытания этих отношений, некая "проверка жизнью" на их прочность. Например, как в описанных Вами ситуациях, это начало дружеских отношений с другим человеком, расстояние. И не всегда отношения эти испытания выдерживают. Люди меняются, меняются и их интересы и предпочтения, переоценивают все, что есть в их жизни и делают выбор. В ваших случаях, к сожалению, выбор был сделан не в вашу пользу. И сейчас уже нет смысла гадать считали ли они Вас своей лучшей подругой или нет.
Вы спрашиваете "отпустить ли" ваших подруг. Да, ведь мы не можем заставить людей дружить или любить. Конечно, это очень неприятно, когда люди, которых Вы считали близкими, отвернулись от Вас, но дружба может возникать не только в школьные годы и, при вашем желании, будет еще не раз возможность встретить человека, с которым у вас будут взаимные интересы и возникнет доверительное общение.
Сейчас можно только мысленно поблагодарить этих девушек за хорошие моменты, которые у вас были, попрощаться с прошлым и ориентироваться на вашу нынешнюю жизнь, на тех людей, которые Вас окружают сейчас или на новые знакомства.
С уважением,
Виктория.