Поссорилась с одногруппниками в университете.

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Сейчас учусь на 4 курсе юридического факультета и с начала этого учебного года начались большие проблемы с одногруппниками. Сначала я заболела в сентябре и не ходила неделю, пришла, а они меня отсадили отдельно, т.к. я их могу заразить. После этого мы стали холодно общаться, а затем я почти не ходила месяц из-за подготовки к выступлению первокурсников. Когда я готовила выступление, то они поссорилась с девочкой (староста). После чего она настроила группу против меня и я сижу одна, как изгой, что очень тяжело. Другие одногруппники начали ей потакать и делать разные козни, например, взяли мое интервью и наложили мат, как звуковую дорожку. Видео для меня было не приятным, но я ответила сарказмом на ее действия. После этого мы очень сильно с ней поссорились в чате общей группы и ей потакали другие люди (их 3, а остальные молчали, но если у них попросить что-то посмотреть или задание на семинар, то ни за что мне не дадут). В итоге я раскритиковала действия девочки, которая сделала видео и оно в общем доступе вк, что мне не нравится. А она облила матом и мы рассорились сильно. Завтра идти на пары. Я и так не общалась с ними и молчала раньше, когда они издевались, а теперь вообще не знаю, что делать. Как выяснилось в результате ссоры, что я не лучше всех, не лучший выпускник и мне стоит повзрослеть и научиться общаться на равных. Возможно, их раздражает, что я много пропускаю, но отличница и иду на красный диплом. Кроме того, их упреки были ежегодно (второй курс, что хожу понятой, третий, что занимаюсь юридической практикой при вузе, а на 4 они как с цепи сорвались. Я даже и не знаю почему они со мной не хотят общаться и по их мнению я им неприятна. Что мне делать, чтобы жить спокойно в этом коллективе, т.к. я переживаю очень сильно (у меня аж тремор рук сильный начался)? Может есть способ, чтобы они нормально ко мне относились?
Автор вопроса: Ольга Возраст: 20

На вопрос отвечает психолог Журавлёв Александр Евгеньевич.
Ольга, здравствуйте!
Вам уже 20 лет (это немало), а , простите, уровень восприятия действительности и , самое главное, способы реагирования на что-то, как у маленького ребёнка.
Чтобы жить спокойно в ЛЮБОМ коллективе надо либо целиком и полностью жить по законам этого "коллектива", либо жить своей жизнью, выполняя свои задачи и добиваясь своей цели.
В принципе, третий вариант - найти консенсус между первыми двумя)))). К своей цели, живя по законам группы!
К законам группы...
Так получается, что в каждой группе, коллективе есть и будут свои лидеры, свои любимчики, изгои, "козлы отпущения", "мальчики и девочки для битья" и т.д.
Ролей в группе не так уж много и все они , как правило, заняты.
Роли могут меняться. Роль можно поменять!
В первую очередь, надо быть и оставаться личностью не в ущерб человеческому!
Отзывчивость, позитивность, ироничность и устойчивость надо сочетать с категорическим "нет" всякого рода манипулированием собой и своими интересами.
Раскрою секретик:
Есть такая роль в группе, которая условно называется "омега". Это тот, кого постоянно шпыняют, над кем издеваются. смеются, унижают и т.д. Неприятная роль. Зачем такая роль нужна в группе? - Чтобы ещё больше оттенить сплочённость внутри группы, создать ощущение единства целей и наличия общегрупповых ценностей. Вот!
Это касается групп с невысоким социальным статусом, лидеры ("альфа") которых не отличаются самосознанием и развитостью.
Для того, чтобы почувствовать "МЫ" должно быть обязательно то, что называется "НЕ МЫ"!
Вот группа и выбирает таких "омег")))).
Если "омега" не согласна со своим статусом и , скажем, покидает группу, то группа находит другую "омегу" ))))
Омега попадает "под раздачу" вовсе не потому, что чем-то кому-то навредила или кого-то обидела. Просто в определённая среда обладает нюхом, способным учуять самого уязвимого человека в общей массе. Почему и как происходит дальнейшая травля и открытое психологическое давление – уже другой вопрос. Ну вот захотелось, и всё тут.
А вот причины психологической слабости Омеги как раз можно назвать вполне определённо:
- Воспитание, развивающее крайне низкую самооценку и как следствие, подверженность психоподавлению. Вот взяли и внушили человеку в детстве, что нельзя давать сдачи, нужно быть вежливым, учтивым и такое прочее. А ещё хуже – если в семье вообще плохая атмосфера, или семья неполная.
В результате имеем совершенно аморфное существо, неспособное даже на самое небольшое сопротивление.
– "Омега" старается быть (показательно) слишком правильным, правильно одеваться, прилежно учиться, считая, что это ему позволит стать успешным. Парадоксально, но как правило, не позволяет… Будь "Омега" немного устойчивей, его можно было бы отнести к более высокой ,с точки зрения групповой иерархии, нише. Но здесь сказываются характерные стрессы и частые депрессии (критичность, самокритика, обиды, непонимание и т.д.), из-за чего «Омега» в очередной раз не выдерживает давления. И даже если он в сто раз умнее других членов группы (коллектива), это не поможет, потому что проще и выгоднее дружить с более сильными, лидерствующими членами группы, получая соответствующие выгоды, привилегии и бонусы, а не связываться с аутсайдерами, типа умных и правильных, но страдающих "Омег".
Как я уже говорил, в школьной среде Омега присутствует обязательно. Если такового нет, на роль жертвы «выбирают» слабейшего из других "подразделений" группы.
В школе Омега присутствует только в единственном числе.
При переходе в институт Омега может несколько преобразиться, но остаться Омегой по сути.
Для институтской среды явление Омеги вообще как раз нехарактерно.
Но (я об этом тоже говорил) всё зависит от уровня социальной и психологической зрелости, развитости членов коллектива.
Итак...
Вам стоит помнить и знать, что законы группы довольно устойчивы. Мы имеем ввиду внутригрупповую динамику. В ней обязательно будут Альфы (лидеры), те, кто их "сопровождает", даже "обслуживает". В группе обязательно будут и "белые вороны" , аутсайдеры, часто изгои и "мальчики и девочки отпущения", как противопоставление "Альфам". Это те, относительно которых остальные члены группы ведут себя примерно одинаково и чувствуют себя в единстве.
"Омеги" ни в чём не виноваты. Они просто живут по своим законам, но не очень "воспитаны" в плане психо-эмоциональной устойчивости, умения давать отпор и быть непоколебимыми.
Задача Омег - разомкнуть порочный круг. То есть, надо смело выйти из коллектива, обособиться, живя ТОЛЬКО СВОЕЙ ЖИЗНЬЮ. Надо настойчиво и спокойно выполнять свои задачи и достигать своих целей.
Какое-то время придётся терпеть, стараясь не реагировать на внешние раздражители.
В принципе, такие ситуации часто можно увидеть в фильмах о молодёжи: "колледжных" комедиях, молодёжных "школьных" драмах и т.д. Уметь терпеть насмешки и не поддаваться на провокации - вот , что важно.
Вам надо попробовать организовать свою среду общения, вне стен института. То есть, Вы должны быть независимы от группы и группа это поймёт. Неинтересно тратить силы на мишень, которая себя не чувствует мишенью, просто напросто не считая важным всё то, что исходит от "институтских" друзей и подруг.
Устойчивость проявляется и в умении реагировать! Плакать, обижаться или виновато прятаться - НЕЛЬЗЯ!
Смейтесь в голос: над Вами зло шутят - смейтесь громче,чем зачинщики.
Если есть силы и злость, то идите на конфронтацию. Но это путь опасный и непредсказуемый. Ибо идти придётся против всей группы. Сочувствующих не будет. И мне кажется, что у Вас просто нет на это сил.
Но! Иногда и открытое и прямое противодействие помогает.
Как бы там ни было, но любой совет (кроме диссоциации в виде обособленной и независимой от группы жизни) манипулятивен, очень сомнителен с точки зрения морали и надо думать и рассчитывать свои силы.
Проходит время и члены коллектива "дозревают". Меняются цели и задачи, меняется сама жизнь. То, что было актуально и активно становится смешно и глупо. Определяются ценностные категории и, как правило,эти ценности соответствуют общечеловеческим: благополучно и успешно жить, соответствовать требованиям общества и времени.
И к Вам отношение может вдруг поменяться: то, над чем смеются, и то, над чем издеваются, из недостатков превращается в достоинство, обретает ценность. Соответственно, поменяется и Ваша роль.
И что тут главное? - А то, о чём я и говорил!
- Сохранить себя, жить своими целями и выполнять свои задачи, не "выпрыгивая из кожи" для того, чтобы понравится коллективу.
Вы умны, трудолюбивы, умеете учиться. Это отлично. Если прибавить к этому стрессоустойчивость, стабильность психо-эмоциональной составляющей, умение быть спокойной и делать свои дела, то всё получится.
Как это сделать? Я об этом Вам рассказал: не старайтесь нравится и соответствовать именно в этом коллективе, а ищите СВОЙ коллектив, формируйте свою среду, общайтесь с другими людьми, завоёвывайте авторитет в той среде, которая Вам больше соответствует.
У Вас всё для этого есть.
Удачи. А. Журавлёв