Как помочь человеку, который гробит свою жизнь?

Вопрос психологу:
Моему другу 32 года. В детстве был избалован вкусняшками и дорогими дефицитными шмотками. Семья была не слишком состоятельной, но все лучшее отдавалось ему. Всегда любил дорогие вещи, но никогда их не ценил. Мог за один вечер привести в негодность новую обувь или одежду. Авторитетов не признавал и не признает. Скандалы с педагогами имели место уже в начальных классах.
У отца были проблемы с алкоголем, мать постоянно его пилила, а сын становился на защиту матери, периодически даже бил отца.
После учебы устроился на неплохую работу и в 25-28 лет имел неплохой заработок. Деньги тратил на себя. Правда, иногда любил делать широкие жесты в виде дорогих подарков матери или отцу. Помощи в содержании дома не оказывал, поэтому на сегодня он в очень плачевном состоянии. Ломается все.
В 29 лет похоронил отца и через год узнал, что в этой семье он приемный ребенок. За такую ложь возненавидел мать. Осознал, что имел плохие отношения с отцом из-за нее, т.к. она ревновала и провоцировала конфликты между ними. Стал раздражительным, полюбил выпить, остался без любимого человека. После этого все стало совсем плохо.
Стал очень неуживчивым, бросил работать. Перебивался редкими заработками. Устраивался на работу и бросал через неделю. Там его никто не ценит, делают несправедливые замечания, гнобят.
В 32 года похоронил мать. Еле наскреб денег на похороны. Помогли деньги, которые мать еще при жизни оставила знакомым на сохранение. Даже за это умудрился обвинить ее. Видите ли, она продала украшения, которые обещала ему в наследство. Он бы сейчас их сам продать мог и потратить деньги. Остался один в доме. Собрался приводить его в порядок, но ни одно начинание не доводит до конца. В результате в доме еще большая разруха, чем раньше. Любая проблема (поломанный кран, разболтанное окно, отпавшая штукатурка) приводит в бешенство. Начал ремонт - бросил, сорвал пол - бросил, начал разбирать вещи - бросил. И т.д. При этом себе не отказывает ни в чем. Любая копейка тратится на сигареты, пиво. Причем сигареты в приоритете даже над едой. Нашел заначку - не купил в дом новый кран или не отдал долги, а приобрел новые часы (2 или 3 по счету), заказал серьгу в ухо и кольцо с камнем.
Долги - отдельная история. Еще лет в 30 набрал кредитов, которые теперь нечем выплачивать. Насколько я понимаю, это было в тот период, когда совсем не хотел работать. На похороны еще назанимал у знакомых, отдавать не торопится.
В доме бедлам, во дворе грязь и мусор, в жизни - бардак. Плюс любит выпить. Два литра пива в день не считает признаком алкоголизма. Самый положительный момент на сегодня - устроился на работу (5-ю за 3 месяца), где, похоже, задержится. Если ничего не изменится.
Видимо, здесь я все это изложил очень путано. Но все-таки прошу помощи. Я считаю, что человек пропадает. Он не в состоянии организовать свою жизнь и адекватно оценить, что и как нужно делать дальше. Как вести себя с таким человеком? Как подсказать ему, что делать дальше? Особенно если он не особо прислушивается к мнению окружающих. Руки опускаются. Но ведь жалко его. На самом деле он не плохой, просто судьба была не самой простой.
Автор вопроса: Serg Возраст: 36

На вопрос отвечает психолог .
Здравствуйте, Сергей!
Частая причина обращения к психологу - попытка изменить близкого человека. Особенно, если близкий страдает к.-л. зависимостью. Но ваши воздействия не смогут исправить его жизнь. И дело даже не в том, что вы не психолог и чего-то не знаете. А в том, измениться он может лишь по своей воле. И за него вы не сможете ничего сделать. Может быть, понимание этого снимет с вас ту ответственность за него, которую вы возложили на себя.
Чем вы можете помочь? Основное - своим отношением. Вам не нужно проваливаться в роль "спасателя" - одалживать деньги, решать его проблемы, что-то делать за него. Первое - необходимо, чтобы он сталкивался с болезненными последствиями своего поведения. Чтобы он ощущал ту пропасть, в которую катится. Если вы будете смягчать его падение, то только усилите его.
Ваш друг страдает от алкоголизма. Пусть он и не признает, что у него есть проблемы с алкоголем - это настолько часто бывает с алкоголезависимыми людьми, что даже есть специальный термин "алкогольная анозогнозия" - отрицание болезни.
Самая частая причина алкоголизма - отсутствие смысла жизни. Духовная пустота, восприятие которой так болезненно, что необходимо чем-то ее заполнить. На помощь приходит алкоголь. Человек начинает сам себя разрушать.
Очень больно видеть, когда так происходит с тем, к кому привязан. Но если ваш друг не остановится сам, вы ничем не сможете помочь. Все что вам доступно - проявлять дружеское участие и не вовлекаться в патологические отношения.