Поиск по сайту

Вопрос психологу:
Добрый вечер. Моя проблема заключается в том, что я боюсь общаться с малознакомыми людьми. Эту проблему я заметила лет в 13-14, думала пройдет. В больших компаниях я в основном являюсь слушателем, постоянно стесняюсь, с трудом высказываю свои мысли. Не люблю ходить на дни рождения, потому что там много людей, в кругу которых надо говорить тост, для меня это просто пытка. Бывает, я даже пишу пожелание и учу его, но произношу это с трудом.
У меня есть молодой человек, у нас прекрасные отношения, живем вместе, с ним я открыта и не боюсь говорить. Хотя до встречи с ним я боялась знакомиться с противоположным полом, со мной многие хотели познакомиться, но я всячески избегала встреч.
Так же я очень боялась поступления в университет, так как новая компания, очень много незнакомых людей. Я заставляла себя подходить и знакомиться, но чтобы нормально общаться, мне необходимо долгое время.
Мой молодой человек очень общительный, легко заводит новые знакомства. Нас позвал на день рождения его друг, с которым я не знакома. Я понимаю, что мне 18, у меня студенческая жизнь, и я хочу развлекаться, отдыхать как и все, не хочу провести свою молодость дома за сериалами из за страха общения. И я конечно же отказалась, там будет около 30 незнакомых людей, которые к тому же и старше меня на лет 6. В результате у меня внутренний конфликт: с одной стороны я хочу веселиться, а с другой страх.
Сначала я думала, что я просто скучная, поэтому боюсь не понравиться людям. Но со своими друзьями, родителями и любимым я спокойно общаюсь на любые темы.
Я учусь на 2 курсе психологии, даже не представляю как мне потом общаться и помогать людям, если у меня такой страх. Для меня проблема выступать с докладом у доски, мне нужно морально подготовиться дня 2, потом все это выучить. Даже если я все знаю из прочитанного, я все равно буду заикаться, краснеть и не отрываться от листочка. Еще у нас были тренинги в кругу из 40 человек, для меня это был стресс.
Я очень хочу общаться, быть интересной, легко высказывать мысли, шутить, я не знаю как изменить эту черту в себе. Я не хочу прожить свою молодость однообразно и скучно. Очень надеюсь на вашу помощь.
Автор вопроса: Кира Возраст: 18

На вопрос отвечает психолог Аванесова Стелла Тиграновна.
Здравствуй, Кира!
Трудно на такой дистанции определить, откуда идёт этот страх. Здесь нужна личная встреча с психологом. И так как ты сама учишься на псих. факультете, то спокойно можешь обратиться к своим преподавателям. Не сомневаюсь, они помогут. Главное, не бойся того, что как будущий специалист имеешь не особо приятные для тебя стороны характера. Это свойственно всем людям, даже суперпрофессиональным психологам. Главное - заниматься самопознанием и саморазвитием, не стесняясь статуса, друзей, возраста и чего - то еще. Всё же скажу, Кира, что описанные тобой характеристики связаны с интровертированностью. Как ты уже отметила, что в общении с близкими и друзьями у тебя всё в порядке. Это как раз больше подходит интровертам, которые выбирают небольшой круг друзей и знакомых, чтобы чувствовать себя гармонично. Это нормально. Но навыкам «публичности» можно и нужно учиться. Во-первых, больше общаться с экстравертами, с теми, у кого большой круг знакомых и наблюдать, как они себя ведут в обществе и что-то перенимать (будущему психологу будет полезно); во – вторых, всё-таки, доверять эмоционально даже малознакомым людям. Не воспринимать их как тех, кто может нести угрозу твоей персоне, а попытаться уже с самого начала как бы любить то общество, в котором находишься. Замечать положительные стороны, интересоваться ими. Ведь сущность человека одинакова: мы хотим любви и внимания не только от родных, но и от посторонних. Просто выражается она по – разному. Даже банальные вопросы: «где Вы купили такую красивую кофточку?» или «как Вам этот тортик?» снимает барьер и располагает человека к более доверительному, мягкому общению. Безусловно, это нужно делать искренно без лести. И чем бубнить о плохой погоде и депутатах, лучше рассказать смешной случай, анекдот или просто поговорить о том, что интересно на данный момент. В - третьих, необходимо поработать с тем, что называется тщеславие. Это происходит тогда, когда человек слишком озабочен тем, как он смотрится на публике и связано с излишним самолюбием (отсюда и идёт неловкость в общении, желание всем нравится, однако нравится всем – абсурд). И последнее, что могу добавить, не пытайся изменить себя досконально. Не ломай то, что есть. Просто дополняй, корректируй. Например, умение слушать – это прекрасное качество, свойственное не многим людям, поэтому пользуйся им даже в компаниях. Выбирай для себя друзей, с которыми ты хочешь быть в близком общении и знакомых по интересам, работе. Выстрой свой референтный круг. Также неплохо бы читать специальные книжки по межличностному общению и ораторскому искусству.
С наилучшими пожеланиями, Стелла Аванесова.
Автор ответа психолог: Аванесова Стелла Тиграновна