Как сохранить многолетнюю дружбу?

Вопрос психологу:
Здравствуйте, уважаемые психологи! Я и моя подруга столкнулись с трудностями во взаимоотношениях, которые не можем преодолеть уже очень долго. Для того, чтобы картина была более объективной, мы решили написать обе. Очень просим вас помочь советом.
Меня зовут Маргарита, мне 23 года. С Наташей мы дружим с самого детства. Она для меня очень близкий человек, я считаю ее своей сестрой, нет, даже ближе, чем сестрой. Мы многое прошли вместе и всегда можем положиться друг на друга. Я полностью доверяю Наташе и очень благодарна Богу, что мне так повезло, ведь такой друг есть далеко не у каждого. Но в последнее время отношения у нас стали более холодными. С ее стороны, как мне кажется, появилось много затаенных обид и она стала намного раздражительнее. Если раньше мы все это могли спокойно обсудить, то теперь все обиды приходится вытягивать из Наташи как клещами. Главная ее претензия ко мне состоит в том, что я стала уделять ей меньше времени. К сожалению, это действительно так. Я вышла замуж и у меня появилась семья, а вместе с ней - больше обязанностей и меньше свободного времени. Я теперь не могу видеться с Наташей каждый день. Мы встречаемся примерно 1 раз в неделю (иногда больше) + практически каждый день созваниваемся или переписываемся. Кроме того, у меня изменились интересы. Вечеринки, клубы и сборища с большим количеством людей начали меня утомлять, я лучше дома посижу с книжкой или высплюсь. Думаю, что Наташа считает меня скучной старушкой. Мне кажется, мы уже в том возрасте, когда количество общения нужно переводить в качество. Да, мы уже не остаемся друг у друга с ночевками, как в детстве, но ведь мы по прежнему можем друг другу доверять, попросить друг друга о помощи и поддержать при необходимости! Не это ли главное? А получается, я чувствую себя виноватой за то, что у меня есть семья. Мой муж много работает, поэтому когда у него выходные, я могу забросить куда-нибудь телефон и забыть о нем, не отвечать. Наташу это очень обижает. Может быть, я не права? Может быть, стоит все-таки всегда быть на связи? А меня лично обижает, что все, что происходит в моей жизни, воспринимается подругой как-то негативно. "Собаку купили? Вы что, с ума сошли? Какая собака в квартире?", "Машина в кредит? Ну, это детский поступок", "Волосы перекрасила? Нет, тебе со старым цветом лучше!" и так далее. Обычно когда она приходит в гости, то я и муж получаем множество ценных указаний. Мне хотелось бы, чтобы она, как и раньше, могла замечать хорошее, а не только негатив. Мне кажется, она меня осуждает, а не радуется за меня. Это меня очень огорчает. К слову сказать, раньше у нас отношения разлаживались каждый раз, когда я начинала с кем-то встречаться. Но с моим мужем они вроде прекрасно ладят, дружат. Просто, мне кажется, она воспринимает его как кого-то, кто не должен занимать столько места в моей жизни. Когда я ответила мужу "Да" на предложение, Наташа поприветствовала его словами "Ну, добро пожаловать в НАШУ семью". И так получается, что в моей дружбе с Наташей последний год я только и делаю, что оправдываюсь (иногда психую). Очень не хочется терять такого друга, а что делать - не знаю. Я не могу дать больше, чем сейчас даю, хотя согласна, я менее внимательный и заботливый друг. В идеале хотелось бы, чтобы наши отношения перешли на новый уровень. Чтобы в них осталось то хорошее, что есть и появились утраченная легкость и понимание, а то сейчас мы только отдаляемся. Посоветуйте, пожалуйста, что делать.
Здравствуйте, а это уже пишет Наталия. И я вижу нашу проблему с Ритой следующим образом: я очень сильно её люблю, она для меня как родная сестра, мы вместе с раннего детства и я привыкла считать её неотделимой частью своей жизни. И я всегда была убеждена, что мы должны быть самыми близкими, вне зависимости от того , как будут складываться обстоятельства, всегда у меня было и есть такое убеждение, что друзья, а тем более такие как мы с ней, должны быть важнее всяких там мужчин, и что если передо мной когда-нибудь будет выбор между ней и мужчиной, я ВСЕГДА выберу её. Умом я понимаю, что это, пожалуй, странно, но и дружба у нас уникальная, она не сводилась к какому-то базовому набору вещей "типичных подружек", я могу нас считать родственными душами. И я знаю, что такой эмоциональной связи я ни с кем никогда не испытаю. Проблемы у нас начались, по всей видимости ещё давно, когда мы были подростками, и у Риты появились первые отношения. Она была полностью влюблена, посвящала всё своё время своему любимому, ну, а я, конечно, очень ревновала, и устраивала ей истерики. Это, конечно, глупости, и все мы это понимаем, но на эмоциональном уровне я не могла этого пережить:) Уже прошло очень много времени с тех пор, но моя модель поведения с тех пор так и не поменялась. Мы повзрослели, но проблема, хоть уже и не в таких масштабах осталась, хоть и была тщательно мною завуалирована потому что я, как здравомыслящий человек, прекрасно понимаю, что с моей стороны это очень эгоистично требовать к себе большого внимания. По отношению к Рите у меня где-то в недрах моей души таится обида, которую я не хочу признавать и всегда отрицаю, но теперь понимаю, что это уже бессмысленно. Мне обидно, что под влиянием мужчин Рита обо мне забывала. Я чувствую себя гораздо менее значимой чем она для меня. Рита считает, что как только у меня появятся отношения, эта проблема сразу отпадёт, но я считаю это никак не связано. Вот и всё.
Благодарим за внимание.
Автор вопроса: Наталия Возраст: 22

На вопрос отвечает психолог Геронимус Иван Александрович.
Здравствуйте Маргарита и Наталия.
В первую очередь хочется отметить, что идея с совместным письмом психологу выглядит очень креативной и смелой.
Психологи давно заметили, что те люди, которые способны честно и откровенно обсуждать проблемы, возникающие между ними, легче эти проблемы преодолевают.
В вашем письме вы коснулись многих важных вопросов.
Хорошо известно, что один из самых трудных периодов для дружбы, - это тот, когда у кого то из друзей появляется свое семья. Общаться как раньше в этой ситуации не получается. Отношения трансформируются, люди ищут баланс между семейными делами и дружбой. Когда в отношениях происходят такие изменения трудно избежать ссор, конфликтов, взаимных обид.
Кроме того, мы все время меняемся. Человек, которому 19 лет и человек, которому 23 или 22 года - это разные люди . Когда люди меняются, дружбу в каком-то смысле приходится выстраивать заново, так как это дружба уже с новым человеком.
Еще одна важная тема, это тема уважения к тому, что другой человек имеет другую точку зрения, другую позицию.
Когда мы с кем-то близко дружим, иногда может казаться, что друг или подруга во всем похожи на меня: "если мне кажется, что друзья должны быть важнее мужчин, то и моя подруга точно думает точно также", "если я радуюсь собаке или машине в кредит, то и подруга точно обрадуется".
Но все люди независимо от того, близко они общаются или нет, очень разные.
У кого-то личная жизнь начинается по раньше, у кого-то попозже. В какой-то момент для одного человека дружба выходит на первый план, а в какой-то момент - для другого.
Можно выразиться даже более жестко. Есть много вопросов, по которым вообще невозможно придти к общему мнению (в том числе, в ситуации когда кто-то готов приводить времени вместе больше, кто-то меньше).
Очень важно, что люди, у которых отличается точка зрения , могут поддерживать хорошие отношения, но только в том случае, если не будет стараться переделывать другого.
Если принять другого человека ("да, моя подруга сейчас проводит больше времени в семье и это ее право") или ("да моя подруга не всегда смотрит на события моей жизни так же, как я и я уважаю ее мнение) то возможно причин для взаимных обид будет меньше.
Взаимные обиды могут загонять людей в своеобразную ловушку. Каждый считает, что прав именно он и поэтому не готов ничего менять. В итоге каждый ждет, когда другой человек сделает шаг на встречу.
Чтобы преодолеть этот замкнутый круг необходимо не дожидаясь другого совершать усилия по улучшению отношений.
Вот вопросы на которые можно было бы поискать ответ:
Маргарита, вы привели пример с телефоном. Вы выключаете телефон, потому что вам важно провести время только с семьей, но Наталья, по вашим словам это воспринимает как проявление неуважения и пренебрежения. Вы готовы сделать первый шаг ей на встречу?
Как еще вы могли бы проявить внимание и заботу о ней учетом обстоятельств вашей жизни?
Наталья, в какой ситуации вам было бы проще изменить привычную модель поведения и начать спокойно относится к событиям в Ритиной жизни без обвинений или негатива, принимая ее такой, какая она есть?
Что бы Рита могла бы сделать для этого?
Уважение к другой точке зрения, способность делать первый шаг, не ожидая этого от другого, могут помочь преодолеть непростой период в дружеских отношениях.
Предлагаю вам обратиться за очной консультацией, чтобы поработать над переходом отношений на новый уровень, который бы устраивал бы всех.
Я буду рад вам помочь.