Боюсь навязываться.

Вопрос психологу:
Здравствуйте! Я даже не знаю, как четко сформулировать вопрос, потому что не знаю, что является собственно проблемой, а что ее проявлением. Мне сложно общаться с людьми. Я не знаю, о чем их спросить, как поддержать разговор, особенно если мы не очень хорошо знакомы. Я неуверенно себя чувствую в новой компании, потому что там люди уже знакомы и обсуждают какие-то вещи, о которых все в этой компании уже знают, а я чувствую себя чужой. При этом я не люблю рассказывать о себе, очень долго привыкаю к людям и рассказываю что-то, только если уверенна, что они это поймут и не засмеют/не осудят и т.д. Я редко высказываю свое мнение, у меня по многим вопросам вообще нет никакого мнения. А говорить о том, чего я не знаю, я вообще не люблю.
Я боюсь показаться навязчивой, поэтому редко задаю вопросы, и большей частью молчу. У меня есть близкие подруги, с которыми я могу нормально поговорить, но даже они последнее время не всегда чем-то со мной делятся, о каких-то их проблемах я узнаю спустя долгое время. При этом я сама боюсь их спрашивать об этих проблемах, опять же из-за того, что боюсь навязываться, задевать больное место, боюсь влезть в чью-то жизнь. хотя может они иногда именно этого и ждут. Когда они сами чем-то со мной делятся, я готова выслушать, помочь всеми способами, но самой начать разговор мне не под силу.
Раньше я боялась даже спросить что-то у продавца в магазине. Сейчас это прошло, я убедила себя, что это их работа - отвечать на вопросы, поэтому задаю их спокойно. Но тут появляется еще одна проблема. Я всегда ищу достаточные основания, оправдания, чтобы с кем-то заговорить, написать. То есть у меня есть основания задать вопрос в банке, потому что у меня есть дело, которое надо сделать. У меня есть основания общаться с одногруппниками по поводу учебы, но я никогда не говорю с ними о чем-то кроме учебы. А они встречаются за пределами университета, общаются, им интересно вместе, но меня никогда не приглашают. иногда кажется, что у них это складывается само собой, а я просто все пропускаю. Меня вообще редко куда-то приглашают и редко мне пишут, если только я сама не напишу и не предложу. а так хочется тоже веселиться, общаться, дружить, чувствовать, что ты кому-то нужен, помогать, хочется, чтобы остались приятные воспоминания о студенчестве...Что мне делать?
Автор вопроса: Anna Возраст: 20

На вопрос отвечает психолог Богуцкая Олеся Анатольевна.
Анна. здравствуйте!
Ваша проблема называется – заниженная самооценка. Можете начинать искать на этом сайте или в любом другом месте рекомендации по формированию адекватной самооценки и приступать к работе! Все просто. Будете работать над собой – все изменится.
Мне очень было бы любопытно узнать ответ на такой вопрос: а сюда написать у Вас какие были основания? Похоже, Вы решаетесь на действие только по крайней нужде или необходимости. И, судя по всему, эта ситуация уже достала Вас конкретно… Я очень рада и полностью поддерживаю Вас в том, что Вы начали искать помощи. И хотели бы что-то изменить. Главное – не опускайте руки! И у Вас получится это сделать.
Ну, немного о частностях. Вы пишете, что не хотите лезть в чужие жизни, чужие проблемы, боитесь ранить. А Вы не бойтесь. Ваше дело – спросить, проявить сочувствие или интерес. А если человек не захочет этого, то он сам об этом Вам скажет. В крайнем случае всегда есть честная фраза, которая сразу помогает расположить к себе человека: «знаешь, я очень хочу помочь и знать что произошло, мне это важно, мне есть до тебя дело…но я очень боюсь лезть к тебе в душу и теребить раны». Такое сразу помогает человеку раскрыться и проникнуться к Вам доверием…потому что это честная фраза. И человек, который так говорит – не боится показать свои страхи. Он как бы открывается первый, приглашая к ответному действию своим примером. А если Вы просто боитесь ранить и молчите….то не удивительно ,если человек подумает, что Вам просто нет до него никакого дела. Откуда ему знать, что Вы там внутри терзаетесь сомнениями?
Вы не очень любите говорить – это не страшно. Возможно, Вы хорошо умеете слушать? Такие люди очень редки. Но очень ценны. Вам интересно в новой компании слушать то, о чем говорят другие люди? Узнавать что-то новое? Слышать мнения других, если у Вас нет своего? И тут же пытаться выстроить свое? Секрет хорошего общения во взаимном интересе. Вам интересны люди, с которыми Вы общаетесь? Вам интересно (на самом деле! Чтобы так, что пока не поймете почему он считает или говорит именно так – не сможете уснуть ночью?) их понимать, слушать, узнавать и знакомиться все глубже и ближе? Если этого интереса нет, то будет сложно его взрастить ниоткуда. Тогда надо работать над своим отношением к людям в целом.
А вообще, Аня, есть хорошее правило в жизни: относитесь к другим так, как Вы бы хотели, чтобы они относились к Вам. Представьте себя на месте другого человека. Вы хотели бы, чтобы Вас спросили почему Вы плачете, если это случается? Или Вы бы предпочли, чтобы человек стоял рядом и молчал? Чтобы Вы тогда подумали о нем? Вам стало бы легче, тяжелее? Вот так и поступите в подобной ситуации.
Так же Вы всегда можете обратиться с этим вопросом к психологу. Это поможет быстрее и качественнее разобраться с вопросом и изменить свою жизнь.
Желаю Вам удачи в своем вопросе и в переменах!