Как отвечать хаму?

Вопрос психологу:
Здравствуйте! У меня в жизни были такие конфликтные ситуации, когда человек адресовал свои выпады мне лишь косвенно, не напрямую. Такие люди в этих ситуациях при мне обращаются к кому-то другому, говоря при этом про меня: «Чего это у нас тут непонятно кто сидит?», «Зачем сюда чужих впускать»? В ответ на это я даже и сказать-то ничего не могу, потому что говорят, фактически, не со мной. А однажды я была с группой людей на тренинге, и одна из участниц позволила с пренебрежительной интонацией заявить: «Ну-ка, живее, продвигаемся, не тормозим!». Это было адресовано всем, но никто не попробовал ее осадить. Еще долгое время она позволяла себе отдавать распоряжения. Меня такие наезды бесят. Я испытываю потребность отстоять себя, но как - ведь человек обращается как бы не ко мне лично? В ответ на мои слова такой хам может проигнорировать меня и продолжать свои косвенные насмешки. Пожалуйста, подскажите мне какой-нибудь образец, модель, несколько фраз, которые применимы в такой ситуации. Мне важно поставить человека на место и отстоять свои границы. При этом мне совершенно не нужно конфликтовать, я просто хочу оградить себя от такого отношения со стороны посторонних. Еще у меня была такая ситуация в метро: в вагоне давка, освободилось два места. Только я двинулась, чтобы сесть, как одна женщина удержала меня за рукав и сказала: "Подождите, давайте посадим даму с цветами". Свободных мест было два, но это женщина не пропускала меня к сиденьям, пока не усадила даму с цветами. Сама она при этом садиться не собиралась и долго еще стояла на ногах. Вообще непонятно, почему она меня удерживала, притом что сидений было два. На остановке я протиснулась мимо нее и села на оставшееся место, но очень злилась, что она преградила мне дорогу. Как быть в такой ситуации, как отстоять свое право пройти, если я считаю это нужным, и сесть? (Еще ведь шумно, вагон громыхает, особо не поспоришь)... В принципе в этой ситуации меня раздражает не то, что она предложила посадить другую женщину, а то, что перегородила мне дорогу и стала косвенно взывать к каким-то нормам морали, вторглась на мою личную территорию и чуть ли не физически заставила меня сделать то, чего я не собиралась делать - остаться стоять на месте. Меня это очень злит, но у меня недостает конкретного поведенческого репертуара в таких ситуациях. Поэтому я буду благодарна, если вы напишете несколько конкретных фраз, которыми можно отвечать в подобных случаях, или опишите несколько конкретных действий. Заранее спасибо.
Автор вопроса: Ольга Возраст: 23

На вопрос отвечает психолог .
Приветствую, Ольга!
Готовые фразы, аффирмации на те или иные случаи жизни - удобная вещь.
Но, в Вашем случае начинать следует с другого, с Вашего внутреннего и внешнего пространства.
Внутренне пространство, кипит, злиться, реагирует, дергается на окружающих, а внешнее, как следствие, не имеет целостности, плотности. Размер внешнего пространства может доходить в радиусе до пяти км. Таких людей чувствуют загодя, человек только еще подъезжает, подходит, а там, где его ждут о нем разговор заходит. Вы пишите: "Я испытываю потребность отстоять себя", "мне важно поставить человека на место и отстоять свои границы". У каждого человека свое место, свои границы. Для чего лично Вам такие военные действия? А если встретите более сильного противника?
Может быть проще начать с себя? Заняться изменением внутреннего пространства, а как следствие восстановления, укрепления внешнего?
Как это сделать? Начать с малого. С познания...свойств и качеств внешнего и внутреннего пространства человека.
Успехов Вам!