Прошло три года со смерти мужа, а я до сих пор не могу успокоиться.

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Буду очень Вам признательна за ответ. История такая. Я вышла замуж в 18, у нас разница 10 лет, мы были вместе 12 лет. Детей нет, мы оба чайлдфри. За это время мы так сроднились, что, бывало, говорили одновременно одно и то же. Ссор и скандалов почти не было, мы как-то избегали этого, предпочитали говорить о проблемах и решать их, а не орать и оскорблять друг друга. Можно с уверенностью сказать, что я была счастлива в браке. Мой муж умер почти 3 года назад, внезапная остановка сердца, я ушла в магазин, готовиться к своему дню рождения, оставила его дома, вернулась - он лежит уже холодный. Так получилось, что похороны пришлись на мое 30-летие. И теперь каждый год это не мой день рождения, а годовщина его похорон. Не стану спрашивать, как отпустить и перестать тосковать, три года прошло, а я не могу успокоиться. У меня не получается ни новые отношения заводить, мне просто не хочется ничего, ни проявить к кому-то симпатию, наверное, я просто ожесточилась. Я уже понимаю, что не получается, хотя со мной и психологи работали и антидепрессантов курс прошла полуторагодичный... Как изменить отношение ко дню рождения? Какие, может быть, установки в себе вырабатывать? Глупо, но перед друзьями неудобно, им хочется меня поздравлять, а я сижу и плачу... Может быть и успокоиться получится, если изменю отношение, только я не знаю, как правильно. Некоторые особо умные советуют - иди в церковь, на исповедь, а мне глупо и странно, даже противно, я атеист, религии воспринимаю очень отрицательно. Если свое личное горе я как-то маскирую, прячусь, т.к. не хочу осуждения, что, вроде, хватит уже, и т.д. (да, говорили и так, у нас народ без комплексов и тормозов) например, когда совсем невмоготу, еду на кладбище и выплакиваюсь в голос, потому что там никто точно не помешает, не посмотрит как на дуру, ведь считается, что за три года должно все ''затянуться'', ''зажить'', то в этот день никуда не деться. На кладбище приезжаю к нему как в гости, бывало, часами сидела и разговаривала с его фото. И вот опять завтра годовщина по нему, через два дня день рождения, я с некоторым ужасом его жду... Спасибо Вам большое за ответ.
Автор вопроса: Анастасия Возраст: 32

На вопрос отвечает психолог Баштынская Светлана Викторовна.
Анастасия, добрый день!
Я соболезную вашему горю, и мне очень хочется вас поддержать. Вы потеряли вашего мужа, то, как вы пишите о нем, говорит, что вы были очень близки. Это была ваша родственная душа. И вы не можете его отпустить. Вы тоскуете по нему.
Вы хотите изменить отношение к своему дню рождения. И это тесно связано с проживанием вашего горя, с тем, чтобы отпустить мужа, начать двигаться дальше, жить, а не существовать. Вы можете пытаться заставить себя веселиться и радоваться, делать то, как должно быть, с точки зрения окружающих, но пока вы не примите свою потерю, все это будет искусственно и не будет приносить настоящей радости.
Ваш день рождения стал для вас новым событием, напоминанием о трагедии. Он как портал в прошлое, как резинка, которая оттягивает назад и вы снова сталкиваетесь со всеми своими чувствами, и они накрывают вас волной, топят, и как будто вы не можете выбраться оттуда. И я могу быть не права, но мне кажется, что вы чувствуете вину за то, что 3 года назад в то время вы ушли в магазин готовиться к своему празднику, вас не было рядом, вы не смогли спасти своего мужа. И каждый год - это как напоминание об этом.
И мне хочется сказать, что винить себя или своего супруга, злиться - это нормальные стадии проживания горя. И важно пройти через все это, чтобы дать себе возможность жить дальше, чувствовать, дышать, строить новые отношения.
У вас были прекрасные 12 лет вместе с вашим супругом, и это прошлое навсегда осталось с вами, вы носите в себе всю эту теплоту, то ценное время, проведенное с ним. Сейчас есть настоящее, вы молодая женщина, и я уверена, что ваш муж хотел бы видеть вас счастливой, умеющей радоваться, любящей и любимой.
Процесс проживания горя - небыстрый, болезненный, он затрагивает все сферы нашей жизни. Не торопите себя, не стыдитесь своих чувств, не маскируйтесь - вы вправе плакать и скорбить. Это важно, дайте волю своим чувствам, не блокируйте их, выражайте их - через письмо, близким людям или психологу, не копите их, иначе они потянут вас вниз.
И сейчас перед вашим днем рождения, вам необходима поддержка и помощь. Вы можете провести его так как вы хотите, дайте себе право на это, вы не обязаны веселиться, если вы не готовы к этому. Значит еще не сейчас. И я уверена, что наступит время, когда вам станет легче дышать, когда в вашем мире появятся яркие краски. Не торопите себя. И прошу вас, позаботьтесь о себе. Если чувствуете, что не справляетесь, особенно в ближайшие дни, вы можете написать мне здесь или на почту [email protected], или другому психологу, или позвонить на телефон доверия, поддержите себя, не оставайтесь одна в это сложное время. Я за вас переживаю, и верю в то, что вы справитесь.
С уважением, Светлана Баштынская