Поиск по сайту

Вопрос психологу:
Здравствуйте! Я встречалась с парнем 1,5 года, первые пол года все было хорошо, а потом он начал поднимать на меня руку, унижать, оскорблять, плевал в лицо и т.д. Я долго все это терпела, прощала, любила его очень, хотя мне все говорили, чтоб я расставалась. Я надеялась, что он изменится, и все будет хорошо. Несколько было ситуаций для причин на ревность, но я все равно ему верила. Я, наверное, никогда в жизни никому так не доверяла, и еще я просто боготворила его, все ему разрешала. Мы часто расставались, но в один момент он бросил меня. Я просила не делать этого, но он не слушал меня, и в итоге через пару дней я выпила лишнего и переспала с другим. Конечно же он узнал об этом, и мы окончательно расстались. Я долго страдала, винила себя, мне по сегодняшний день стыдно за тот поступок. Позже я сдружилась с его друзьями и многое начала узнавать о его вранье, о том, что он изменял, начала вспоминать его поступки некоторые, на которые я раньше глаза закрывала, а теперь понимаю, что зря. Я поняла, что мною, моим доверием, моими чувствами пользовались и вытирали об меня ноги. Потом я разлюбила его, сейчас у меня появился другой молодой человек, у нас вроде все хорошо, но у меня огромная обида на бывшего и ненависть к себе, за то, что я все время терпела его издевательства, я постоянно вспоминаю, плачу. Нет, я не желаю ему зла и т.д., я желаю ему только счастья, чтоб все у него было хорошо и хочу как то забыть все это. Я устала страдать, мне очень больно, для меня эти отношения как травма какая то, хочу отпустить все это и жить счастливо. Уже почти год прошел, а я не могу с этим ничего поделать. Помогите, пожалуйста.
Автор вопроса: Ирина Возраст: 20

На вопрос отвечает психолог Лелюк Алина Владимировна.
Ирина, здравствуйте!
Не всегда и не все отношения заканчиваются хорошо. Для кого-то это ценный опыт, для кого-то длительные и мучительные страдания. Подумайте, что это для вас?
«у меня огромная обида на бывшего и ненависть к себе, за то, что я все время терпела его издевательства, я постоянно вспоминаю, плачу» - о чем Ваши слезы? За что Вы себя ненавидите? За то, что Вы живой человек, который умеет искренне любить? За то, что умеете доверять и верить? За то, что стараетесь видеть в человеке лучшее? Разве за это себя нужно ненавидеть?
Каждые отношения нас чему-то учат. Это опыт. Так вот нужно не ненавидеть себя, а делать для себя выводы и смело шагать дальше с высоко поднятой головой. Ведь в следующих отношениях Вы уже не будете терпеть все то, что терпели. Вы сразу заметите, что что-то пошло не так. Вы будете пресекать неуважительное отношение к Вам. Правильно?
Значит, эти отношения нужны были Вам, чтобы научиться защищать свои границы. Чтобы Вы поняли, что нельзя закрывать глаза на те поступки и действия, которые не нравятся. Что доверять и слепо верить не обращая внимания на прямые знаки – это разные вещи. Что боготворить и все разрешать – нельзя. Потому что безнаказанность и вседозволенность в отношениях порождают безответственность и грубость. Чтобы показать, что и себя в отношениях тоже нужно любить. Ведь с нами обращаются именно так, как мы сами позволяем с собой обращаться.
Ирочка, вместо того, чтобы ненавидеть себя и обвинять, лучше заняться собственной самооценкой. Посмотрите в интернете книги, видео, статьи на тему повышения самоуверенности. Подберите именно то, что подходит именно Вам. И направьте усилия на улучшения себя для своего же блага.
«Я долго страдала, винила себя, мне по сегодняшний день стыдно за тот поступок» - Ирочка, Вам не в чем себя винить и не за что стыдить. На тот момент для Вас это было правильное решение. И Вы это сделали. Есть такое понятие – как давать себе право на ошибку. Идеальных людей нет. Все мы делаем ошибки. Только не у каждого хватает смелости об этом говорить. И не каждый делает выводы. Вы поняли и осознали. Это важно! И возможно, именно благодаря этому поступку закончились те мучительные отношения. Иначе – они могли бы длиться еще долго. Так что можно рассматривать этот поступок и с другой стороны, со знаком плюс. Подумайте над этим с этой точки зрения.
Обиды, которые остаются и тянутся из предыдущих отношений, кроме того, что портят нервы и настроение, могут испортить и те отношения, которые сейчас. Поэтому от них конечно же лучше избавляться. Их нужно проработать и нейтрализовать.
Есть очень много разных техник и методов для работы с обидами и на прощение. Вы можете поискать в интернете и выбрать то, что Вам подойдет. Я предлагаю написание писем своему бывшему парню. Выберите время и место, чтобы Вас никто не отвлекал минут 30. Чтобы Вы могли абсолютно спокойно побыть наедине с собой и своими мыслями, переживаниями. Можете писать все, что Вас обидело, задело за живое. Как будто высказываетесь, только письменно. Пишите все, что будет вырываться изнутри. Без цензуры. Не сдерживая эмоций. Эти письма не нужно хранить. Их лучше сразу же после написания уничтожать.
Так же очень эффективна техника «Пустого стула». Для ее выполнения выберите место и время, чтобы никто не отвлекал и не мог слышать то, что Вы будете говорить. Суть такова – ставите напротив себя пустой стул. Это может быть пустое кресло, табуретка. То, что есть в наличии. Мысленно «сажаете» на этот стул обидчика. И начинаете разговор со слов: «Меня обидело…». Обязательно обращаетесь к обидчику по имени. Проговариваете все, что накопилось. Не стесняясь, не подбирая слова. Временами, срываясь на истерику и слезы. Рассказываете о чувствах, которые были на тот момент и что чувствуете сейчас.
Возможно, обидчик со стула будет отвечать. Состоится диалог. Выплескивайте все, пока не почувствуете, что сказать больше нечего. Стало легче на душе. После этого обязательно произнесите вслух волшебные слова: «Я прощаю тебя! Я отпускаю свои обиды! Я освобождаю место для радости и любви! Я свободна!». И почувствуйте этот вкус свободы, освобождения и облегчения.
Техники за один раз могут принести лишь облегчение, но глобально обиды не убрать. Поэтому делайте столько раз, сколько почувствуете нужным. Если самостоятельно не сможете справиться – обратитесь к психологу. Это всегда более эффективно, чем самостоятельная работа.
Ирочка, написав сюда Вы сделали первый шаг. Не останавливайтесь и не пускайте все на самотек. Ведь только от Вас зависит, какими будут дальнейшие отношения с мужчинами и как Вы будете чувствовать себя в них.
Автор ответа психолог: Лелюк Алина Владимировна