Как отпустить мужа и начать новые отношения?

Вопрос психологу:
Здравствуйте! Мне 30 лет, замужем, детей нет. В отношениях 8 лет, из них 5 лет в браке. Мужа очень сильно любила, сама настояла на браке, после которого начали планировать детей, но так и не получилось. С мужем скорее друзья, чем любовники. Он скуп на эмоции, на ласку и нежность, в постели эгоист, сделал свое дело и спать. Но как друг он всегда поможет, у нас нет тайн, мы советуемся друг с другом, также он не жадный, все в семью, поездки на отдых вдвоем. Он стал очень родным и близким за это время. Но есть еще проблемы. Одна из них - алкоголь, вторая - его друзья. Нет, он не алкоголик, он не пьет каждый день, но если начал выпивать, меры он не знает. И если начал, то пьет дня три со своими друзьями, приходит под утро домой и не дает мне спокойствия, слушает музыку, поет, пытается заговорить со мной. Прошу раньше домой придти, он не прислушивается. А потом извиняется и обещает больше так не делать, но, естественно, все повторяется снова и снова. По поводу второй проблемы, если будет выбор провести время с друзьями или со мной, он скорее выберет первый вариант. В быту в основном тоже все делаю я, но помощь от него есть. Отношения с родителями у нас двоих отличное, как с моей мамой, так и с его. Еще у него маниакально-депрессивный синдром, но проявлялся только два раза в двух своих фазах, когда пришла повестка в армию сразу после нашего замужества. Но это меня не беспокоит, только может немного, когда думаю, что это может передаться будущим детям. Летом этого года после серии его запоев я на дискотеке познакомилась с парнем, который младше меня на 8.5 лет. Обменялись контактами, но я сразу сказала свой возраст и что я замужем. Его это не смутило, т.к. отношения никто не планировал строить, а просто пообщаться. Но это общение переросло в чувства, настолько сильные, я бы сказала, про такие пишут в романах. А муж все это время гулял с друзьями, выпивал и дома не ночевал. Осенью я решила, что все, с меня хватит, сказала мужу съезжать с квартиры (мы жили в моей). Сейчас я строю отношения с новым молодым человеком, они значительно отличаются от предыдущих. Меня любят, я люблю, для меня делают все, о чем я всегда мечтала, даже разница в возрасте уже не смущает (выгляжу я гораздо моложе своего возраста, рядом с ним мы как ровесники). А муж все это время просится теперь обратно, обещает быть хорошим, не пить и уделять мне время. Про новые отношения он не знает, думает, что я одна. И меня это мучает очень сильно, он таким родным стал за это время, в квартире мы все делали вдвоем, мне все напоминает здесь о нем. И порой мне кажется, что я его предаю, что нельзя так, брось все и вернись к нему.. Но понимаю, что ничего не изменится, пройдет немного времени и я все также буду плакать... А я не хочу.. и не могу его отпустить.. Меня пугает само слово развод. А молодой человек все ждет, когда я к этому разводу приду.. Но не торопит меня, не давит, но я вижу как ему тяжело. И из-за этого тоже мучаюсь. Я запуталась, мне стыдно, что я так с ними поступаю и не могу определиться. Это очень тяжело. Как отпустить и не совершить ошибку, ведь новые отношения неизвестно какими окажутся в дальнейшем.
Автор вопроса: Ольга Возраст: 30

На вопрос отвечает психолог Гнатюк Людмила Юрьевна.
Здравствуйте Ольга!
Из формулировки Вашего письма становится понятно, что решение Вы уже приняли и хотите развестись с мужем, поэтому и ответ буду строить в этом ключе.
Кроме того, Вы уже живете с другим мужчиной - этот поступок намного красноречивее всех Ваших слов. Говорить можно что угодно, но делать выводы нужно все же по поступкам. Это же касается и Вашего мужа. Какой бы он друг не был, его отношение к Вам в поступках говорит об одном- он не уважает Вас и не считается с Вами.
Семья - это когда у людей есть общие ценности и каждый со своей стороны уважает и бережет партнера. Если с Вашей стороны было озвучено, что для Вас неприемлимо, когда муж не ночует дома, запои, отстраненный секс и т.д., а он все это обесценивает и делает по-своему, то не нужно ждать годы в надежде, что человек изменится.
Пора становиться взрослой и заботиться о себе. То что Вы терпите это так долго, многое говорит о Вас. Например, что с Вами так можно, что Вы поворчите, но ничего не предпримите.
А что Вы можете (и должны!) сделать? Прежде всего реагировать и выражать свои эмоции. Если неприятен секс- сказать об этом прямо, а не копить обиду годами, и не ложиться в постель с ним до тех пор, пока он не изменит свое потребительское отношение на участливое.
Иначе - это предательство себя и своего женского достоинства.
И так по всем пунктам.
Ваши искренние реакции на его поведение, либо побудят его к соответствующим переменам (и именно поэтому стоило их выразить), либо тогда не нужно питать ложных иллюзий, что Вы для него важны (что опять же подтверждает необходимость быть честной с собой, ничего не теряете).
Раз Вы уже приняли решение и живете с другим мужчиной, то он имеет право знать об этом. Эта ложь съедает Вас, она мешает Вам радоваться, потому что Вы не отдали долг мужу (не выразили то, что чувствуете на самом деле). В следствии этого Вас начала отягощать вина. В тот момент(осенью), когда вы расставались, то скорее всего не испытывали вину, а были искренни в своем желании побыть одной, и отдалиться, пусть на время, но все же отойти на безопасное расстояние, чтобы разобраться в себе. Чувство вины полагаю, присоединилось позже, когда Вы стали жить с другим, а с мужем продолждали играть обиженную.
Поэтому важно не врать себе, а позволить проживать те чувства, которые Вы на самом деле испытываете.
Если через какое-то время Вы расскаетесь в своем поступке или в каких-то словах, которые могли наговорить сгоряча, то у Вас всегда будет возможность попросить прощения (и это тоже будет новый уровень, и не ошибившись вы бы не оценили по достоинству, поэтому не нужно этого бояться).
Страх сделать неправильный выбор парализует Вас и мешает насладиться тем что есть здесь и сейчас. Вообще, по правде говоря, любой выбор будет правильным, если он искренний. Так что не бойтесь ошибиться, это всегда можно исправить, а вот погрязнуть в болоте- намного страшнее.
Итак, для начала отдайте долг (выразите чувство) мужу, если есть потребность- попросите прощения за свою неискренность, ложь и страх. Это снимет с Вас чувство вины, и даст мужу шанс вырасти. Он тоже сможет пересмотреть свои ценности, осознать часть своего"вклада" в сложившейся ситуации, и сделать собственный выбор. Опять же, будучи нечестной с ним, Вы не только себе усложняете жизнь, но и ему не даете возможности пройти его урок (отреагировать на Ваш поступок).
А дальше, освободившись от чувства вины, прожив всю боль и высказав накопленные обиды, попросив прощения, Вы точно будете знать что делать, так как сможете вновь стать самой собой, а не играть роль "приличной", " правильной" и т.п.
Так что смелее вперед, навстречу с собой настоящей!
Если захотите подробнее пообщаться-пишите, обязательно отвечу!
Верю в Вас и Ваши силы!