Анорексия-Булимия.

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Недавно я прошла через такое заболевание как анорексия. Оно развивалось на фоне глубокого внутреннего конфликта, который, в свою очередь, был вызван чужими словами, чужим мнением. Дело в том, что я никогда не имела проблем с весом: при росте 170 см вес составлял 49 - максимум 52 килограмма. Был период, когда я увлеклась фотографией и решила опробовать себя в модельной сфере. Первой фразой, которую я услышала от скаута в агентстве была: "Вам нужно похудеть в бедрах, и тогда мы Вами займёмся". К критике всегда относилась адекватно, но с того момента я начала приглядываться к телу, и через какое-то время пришла к выводу, что да, пару кило сбросить не помешает. Для достижения быстрого результата занималась спортом каждый день часа по три. На начальных этапах похудения мне было трудно отказаться от привычного способа питания. Тренировки результатов не давали (1-2 потерянных кг - не показатель, как мне казалось, хотелось большего). Тогда я ограничила себя в пище, ела лишь овощи, фрукты, иногда позволяла съесть кашу пресную на воде. Через пару месяцев я весила уже 47 кг. Я чувствовала себя хорошо ( не было слабости и прочего), только сбился цикл и пошёл жуткий гормональный сбой. Меня это не остановило. Я сбросила ещё 3 кг. И вот тогда начались проблемы со здоровьем серьёзные, плюс появилась вялость, трудно было вставать с постели или элементарное - по городу гулять, в магазин выйти, кожа приобрела жёлтый оттенок, душевное состояние было нестабильным: мне постоянно хотелось плакать. Ка будто все чувства отключили. Я посещала врача, который начал трубить тревогу, и сказал, что мне просто необходимо набрать вес в ближайшие пару месяцев. Сначала я боялась кушать, боялась продуктов, но затем, что называется, вошла во вкус, порой переедала, а после вызывала рвоту. Но такие случаи были единичны, это не было системой. Я набрала вес до своего привычного. Но избавиться от переедания периодического я не могу. Просто после этого я чувствую жуткую вину. Пища не доставляет удовольствие, у меня уходит весь день на то, чтобы от съеденного избавиться (посредством изнурительного спорта и прочего). Я понимаю, что все проблемы в голове, что нужно взять себя в руки, научится контролировать, но я не могу, иногда срываюсь. Депрессия на этой почве вновь вернулась. Я ненавижу себя за то, что делаю. И как бороться с этим не понимаю. Хоть и отдаю себе отчёт в том, что помочь себе лишь сама могу. Спасибо за ответ.
Автор вопроса: Анна Возраст: 23

На вопрос отвечает психолог Шиколаева Светлана Сергеевна.
Здравствуйте, Анна!
Внимательно прочитав всю Вашу историю, я выделила слова, которые Вы написали в самом конце, и которые описывают текущую проблему и Ваше к ней отношение. Вы пишете: «избавиться от переедания периодического я не могу… чувствую жуткую вину… уходит весь день на то, чтобы от съеденного избавиться… нужно взять себя в руки, научится контролировать, но я не могу... Я ненавижу себя за то, что делаю. И как бороться с этим не понимаю.»
Из Ваших формулировок выходит, что суть проблемы (продолжающегося внутреннего конфликта) в том, что Вы ощущаете себя «немогущей» («Я не могу»), но обязанной стать таковой («нужно взять себя в руки»). И пока Вы «немогущая», «слабая», не способная контролировать, - Вы не достойны собственного принятия, Вы ненавидимы сами собою.
Это, на мой взгляд, суть Вашего внутреннего конфликта, как я его понимаю, исходя их Вашего описания и формулировок.
Предлагаю Вам, Анна, посмотреть на ситуацию с другой стороны. Ведь проблема, возможно, не в том, что Вы, как молодая женщина, стремящаяся к нормальному социальному образу жизни, с соответствующим уровнем энергетических затрат, просто не способны (и не должны быть способны по законам Природы!) с помощью самоконтроля питаться таким образом, каким Вы добиваетесь… Вы называете «проблемой» установленные Природой биологические законы… И не удивительно, что Вам не удаётся эти «проблемы» решить. А дело то возможно в другом… В том, что Вы упорствуете в достижении «могущества», способного, как Вам кажется, подчинить себе законы Природы, собственное тело, собственный разум…
Анна, это упорство, присущее, к слову, многим, – порождение перфекционизма и даже некоего эгоцентризма… Борьба со своей человеческой природой – противоестественное состояние человека. По сути – саморазрушение. К сожалению, в современном «западном» обществе (и наша страна не исключение) социальные «нормы» настолько подавляют людей, что так называемый нарциссизм сейчас – просто бич нашего времени... Практически каждый в той или иной степени подвержен идеям перфекционизма, и частенько в разные периоды жизни замыкается на собственном эго, при этом с одной стороны превознося его, ставя на пьедестал и поклоняясь самому себе, а с другой – ненавидя себя за то, что ощущает недостойным «трона», не совершенным… И борется, воюет с собою, не осознавая, к сожалению, бессмысленность и противоестесственность этой борьбы…
К счастью, Вы, Анна, уже практически в шаге от того, чтобы увидеть истинное положение дел и разобраться в своих внутренних мотивах, ведь не зря Вы обращаетесь к психологу. Вы уже многое осознали, поняли, что «проблема» то не внешняя, во внешнем мире её вообще нет, она просто не существует… Всё – внутри Вас, никому не видимое и поэтому часто другим непонятное, но внутри Вас конфликт существует вполне реально, а значит, к нему можно подобраться, его можно решить. Только почему Вы полагаете, что путь к решению – «взять себя в руки, научится контролировать»?..
Пути решения. При наличии желания поработать с психологом – идти к нему с запросом на неудовлетворённость собой и миром. Определять с психологом самоотношение, анализировать и работать над его коррекцией. Если к психологу пока не хочется, то начинать глубокий и честный самоанализ самостоятельно. В одиночку, конечно, не просто…
Вы можете поразмышлять на тему человеческой природы и человеческого предназначения. Попробовать посмотреть на себя со стороны и увидеть себя, как часть мироздания, рождённого не для борьбы с мирозданием, а для гармоничного с ним союза. Постарайтесь принять и смириться с тем, что у каждого человека своё собственное тело (человеку это дано, и в этом нет его воли), обладающее чудесными свойствами и ресурсами, но каждое тело – уникально, и каждое развивается и живёт по своим уникальным, изначально данным, «правилам» (генетика, если хотите…). Например, пол человека… Например, его рост и цвет глаз…. И – строение тела, конституция, и тот вес, при котором человек будет себя чувствовать здоровым и физически и психически – эти показатели у каждого человека свои.
Обычно людям не нравится слово «смириться» (быть с миром)… Поразмышляйте, почему. Какая-та составляющая этого сложного понятия может вызывать протест… Что это за составляющая? А что, если эту вызывающую протест «составляющую» тихонечко «нащупать» в себе, присмотреться к ней очень осторожно и может быть попробовать увидеть её в несколько другом свете? Может быть, найдя с нею общий язык и подружившись, в душе утихнет протест против себя самой?...
Про еду. Пожалуйста, приложите усилия, и избавляйтесь от привычки ругать себя за чрезмерные мысли о еде, за «переедание», за желание есть. И вообще за что бы то ни было. Учитесь «мириться» с собою, уходить от конфликта с собою любым способом, в том числе и разрешением себе поступать так, как хочется Вашему организму. Если организм (а это Вы сами и есть) хочет есть, то накормите его с радостью, как ребёнка бы голодного накормили, и не вырывайте потом у него пищу! И не ругайте его, если съел «много»! Допустите, что Вы можете и не знать, что такое «много» или «мало», потому что Вы запутались и пока не можете доверять своим запутанным установкам… Просто допустите это и относитесь к этому спокойно. Пройдёт время и, разобравшись со своими внутренними конфликтами и заморочками, Вы снова сможете себе доверять, своим чувствам – когда голод реален, а когда нет, когда нужно есть, а когда уже достаточно. А пока просто разрешайте подчиняться тем чувствам, которые испытываете, не давите, не глушите, снимайте свои ежовые рукавицы.
Сначала будет нелегко, но даже если опять «сорвётесь» к ссоре с собою, к гневу на себя, к ненависти, то не опускайте рук, будьте настойчивы и последовательны. Простите себя и прощайте всякий раз, и снова начинайте пытаться искать в себе новые пути взаимодействия с собственной душою и телом – мирные, спокойные, принимающие, дружелюбные...
Преображение личности, духовный рост – процесс длительный и трудный, но он стоит того, чтобы этим заниматься… Вы обязательно почувствуете его плоды в виде моментов душевного покоя и радости, которые приходят от состояния НЕборьбы и НЕвойны.
Удачи и всего доброго! Подумайте о том, чтобы всё же обратиться к психологу лично. Человеческая помощь и поддержка нам всем нужна...
С уважением,
Шиколаева Светлана, психолог
Вы можете обратиться ко мне за психологической поддержкой, консультированием или психотерапией.
+7 915 267 3638
[email protected]
Skype: svetlashi