Как перестать злиться на себя после приема пищи?

Вопрос психологу:
Здравствуйте! Меня зовут Валерия, мне 17 лет. Учусь в 11 классе. Мое детство было по-настоящему счастливым. Меня любили и обожали взрослые. Выполняли любые мои капризы, кормили различными сладостями и вкусностями. И я воспринимала себя как обычного, ничем не отличающегося от других ребенка. Но я до сих пор помню, как в начальной школе заметила, что на однокласснице спортивные штаны сидят лучше, чем на мне. Затем в 5 классе одноклассник впервые назвал меня толстой. И я как будто раскрыла глаза. Сейчас я понимаю, что никогда не была ни худой, ни полной. Я такая, каких называют «в теле». И это моя проблема. Я не могу воспринимать себя такой, какая я есть. Начиная с 5 класса я начала бредить похудением, но тем не менее никак не могу взять себя в руки. Некоторые окружающие говорят, что я красивая, что мне не нужно сбрасывать вес, а некоторые в лицо называют жирной. У меня нет настоящих друзей, которые поддержали бы меня. У меня есть только молодой человек, от которого я очень часто слышу о том, что у меня идеальная фигура, но его фраза «мне такие, как ты нравятся» заставляет задуматься. Когда я пожаловалась знакомой на свою проблему, она сказала «тебя и такой любят», что еще больше ударило по моему самолюбию и заострило внимание на полноте. Я каждый день обещаю себе начать худеть завтра. Но как только мною одолевает голод, я говорю себе, что многие мечтают о такой фигуре и начинаю есть в несколько раз больше, чем требуется. Мой вес влияет на мою самооценку. Я считаю себя «вторым сортом», я стесняюсь носить красивые вещи, думая, что недостойна их с такой фигурой. Несколько месяцев назад я заметила, что после каждого приема калорийной пищи или очередного срыва меня мучает совесть. В последнее время это стало просто какой-то манией. Я не только после вредной пищи, но и после любой еды готова чуть ли не убить себя. Я знаю, что буду жалеть потом, но все равно ем. Из-за этого стала только набирать вес. К тому же на меня давит то, что дома готовят только жирную пищу, постоянно покупают мучное и сладкое и я не могу себе в этом отказать. Я уже стала противна сама себе. Кроме того, за последние несколько лет я стала просто невыносимой. Я обижаюсь из-за любой мелочи, закатываю истерики, действую всем родным на нервы и вообще не умею сходиться с людьми, потому что изначально настраиваю себя против, даже не узнав их. Через несколько месяцев у меня экзамены, но еще на пробных я поняла, что не выдерживаю эту атмосферу. На последнем я от волнения все забыла и начала плакать, просто не смогла сдержать слезы. От нервов стали выпадать волосы очень сильно. Мне страшно. Пожалуйста, помогите мне!
Автор вопроса: Валерия Возраст: 17

На вопрос отвечает психолог Шиколаева Светлана Сергеевна.
Здравствуйте, Валерия,
Вполне понятно Ваше повышенное внимание к своей внешности, учитывая Ваш возраст. Если Вы сейчас постараетесь и не будете «перегибать палку», то спокойно преодолеете этот возрастной этап, сформировав адекватное отношение к своей внешности и фигуре, а также нормальные пищевые привычки.
Главное излишне не зацикливаться на мыслях, связанных с похудением и образом питания. Конечно, Вы не можете не думать о том, как Вы выглядите или как бы Вам хотелось выглядеть, но старайтесь, чтобы во всех Ваших размышлениях брал верх здравый смысл.
Чувство вины можно испытать от того, что не выполнена поставленная задача. И если эта задача была посильной, и раньше Вы с нею справлялись, то да, тогда чувство вины волне себе адекватно, и Вы избавляетесь от него, просто исправив ситуацию, завершив или исправив то, что было поставлено, как задача. Но изначально выдвигая непомерные требования и не имея возможности их выполнять, человек не может ничего исправить или изменить, тем более выполнить, и тогда чувство вины ничем нельзя снять.
Вы спрашиваете, как перестать злиться на себя после приёма пищи. Постарайтесь не выделять приём пищи из ряда человеческих физиологических потребностей. Человек дышит, спит, ест, двигается, общается – это необходимо для жизни.
Какую задачу было бы разумно перед собою поставить? Наверное, задачу упорядочить питание. Но и здесь постарайтесь объективно и разумно её поставить. Еда – это энергия, и её должно быть достаточно. Обычное трёхразовое питание с возможным перекусом и обычная пища – это нормальные реальные условия.
Валерия, и подумайте на тему Вашей мнительности. Есть хороший способ бороться с болезненной чувствительностью. Нужно каждый вечер благодарить Мироздание за 10 (как минимум) понятий, событий, отношений, которые случились с нами в течение дня. Чувство благодарности – это мощнейшее противоядие от отравляющего жизнь чувствительного «самолюбия».
Удачи Вам!
С уважением,
Шиколаева Светлана, психолог
Вы можете обратиться ко мне за психологической поддержкой, консультированием или психотерапией.
+7 915 267 3638
[email protected]
Skype: svetlashi