Как научиться показывать свои чувства?

Вопрос психологу:
Здравствуйте! Не знаю, как начать, поэтому начну сразу с главного.
Я не умею показывать свои чувства, если они делают меня зависимой от кого-то. И в отношениях это каждый раз становится большой проблемой.
Мне совершенно не трудно познакомиться с парнем. Первые свидания, как правило, проходят просто замечательно, не было еще ни одного раза, когда бы после этих встреч парень не захотел встретиться снова.
И вот мы гуляем, общаемся, все замечательно. Проблема только в том, что гуляем мы только тогда, когда предложит он, и переписываемся, только если он напишет первым. И не потому, что я стесняюсь или не знаю, что написать. Просто боюсь показаться навязчивой, боюсь, что где-то там он прочитает сообщение/увидит звонок и подумает что-то вроде: «Опять она! Что ей надо?» Поэтому я ничего не делаю, жду, пока мне что-то предложат.
В принципе, парни не против проявлять инициативу на первых свиданиях. Но затем постоянное мое «наплевательское отношение» (со слов нескольких из них) начинает надоедать. Они не понимают, нужно ли мне вообще все это, или я соглашаюсь на встречи «от скуки», начинаются выяснения отношений. Как правило, мои заверения о том, что мне все нужно, просто мне сложно говорить о чувствах и как-то их демонстрировать, парней не убеждают, через какое-то время им все надоедает, и отношения заканчиваются.
Забавно, что моя боязнь «открыться» касается только чувств, эмоций, а не физических контактов. Я вполне могу спать с парнем и продолжать общаться с ним на уровне подколов/веселых историй. Могу даже не обсуждать «статус» отношений, не лезть в его общение с другими девушками. Как будто и вправду плевать, хотя на самом деле, конечно, буду переживать.
Хочу стабильности, нормальных отношений – и не могу их дать! Почему?..
В общем, абсолютно глупое поведение, которое никак не получается «перевоспитать». Я уверена, что о чувствах не надо говорить, их надо показывать (наверное, поэтому абсолютно не переношу ласковые прозвища и проч.). В целом, мысль правильная, только вот у меня в итоге не получается ни показывать, ни говорить.
Каждый раз, когда мне хочется как-то показать свое отношение, я сразу думаю о том, что это, возможно, слишком. Или что я, возможно, нравлюсь меньше, чем он мне, и было бы глупо это демонстрировать. Гордость и комплексы, в общем.
Только одни отношения были настолько серьезными, что я смогла себя пересилить. Собственно, даже пересиливать не пришлось, все вышло само собой. Правда, после того, как мы встречались больше года (!). Парень несколько раз в течение того года пытался уйти, потом снова возвращался. И только через год я смогла научиться доверять ему настолько, чтобы что-то сказать и сделать. Потом мы были вместе еще почти год, и я убедилась, что показывать чувства я в общем-то могу и даже в состоянии получать от этого удовольствие.
Догадываюсь, что дело в каких-то комплексах, гордости, боязни оказаться ненужной и т.д. Не знаю, с чем это связано, т.к. проблемы начались с самых первых отношений, когда меня никто не бросал, и с тех пор ничего не меняется. Но неужели мне всегда нужен будет год, чтобы довериться, или можно как-то научиться показывать свои эмоции без боязни быть навязчивой?
Заранее спасибо.
Автор вопроса: Настя Возраст: 19

На вопрос отвечает психолог Гладкова Елена Николаевна.
Здравствуйте, Анастасия!
Описанная Вами проблема действительно усложняет возможность построения нормальных отношений, причем не только в личной жизни, но и в социальной среде.
И Вы абсолютно правильно охарактеризовали страхи, которые могут быть одной из причин этой проблемы – боязнь стать зависимой от партнера, боязнь показаться навязчивой в отношениях.
Как Вы надеюсь понимаете, эти страхи не могли появиться из ниоткуда. Вероятно, в Вашей жизни были ситуации, когда Вы ощущали себя зависимой и получали подтверждающую реакцию на Ваши опасения, что это может создавать проблемы для того, чтобы Вас любили и ценили. Попытайтесь самостоятельно проанализировать, что и когда в Вашей жизни дало Вам повод считать активность в отношениях с другими людьми, вероятнее всего с родными или близкими для Вас, не подходящим способом взаимодействия, вызывающим проявление неудовольствия или агрессии со стороны этих людей. Возможно, что Ваши желания в детстве не были услышаны Вашими родными или отвергнуты категорически, как недостойные рассмотрения и принятия во внимания, а может быть Вас даже наказывали за их проявление. А может были случаи, когда за Ваши самостоятельные действия или Ваши эмоции Вы получали в ответ запрещающие или карающие реакции. Дети очень быстро усваивают «правила» любви взрослых: ты будешь себя хорошо вести, тебя не будут наказывать; будешь послушной девочкой и делать то, что тебе говорят, и тебя будут любить= не будут наказывать; будешь говорить, когда тебя спросят; не высовывайся – не получишь и т.д.
Возможно что-то похожее было и в Вашем детстве и поэтому Вы бессознательно избегаете проявления эмоций, активности во всех Ваших отношениях.
Чтобы получить возможность строить гармоничные отношения, необходимо разобраться с Вашими при-вычными способами строить отношения, установить причины, которые способствовали их появлению и разрешить себе пользоваться другими механизмами защиты, которые бы не приводили к подобным ситуа-циям.
Боязнь стать зависимым от другого напрямую связана с нарушениями базового доверия к миру вообще и к другим людям в частности. Хорошо бы установить, что именно послужило причиной такого нарушения и попытаться разобраться с ним, допустить доверие к другим в Вашу жизнь и позволить себе открываться для других. Ведь отношения между людьми предусматривают это доверие, базируются на уважении к партне-ру, которое также напрямую зависит от доверия.
Вы молоды, а уже получаете сигналы нарушения в Ваших отношениях. Очень хорошо, что Вы задумались над их причинами, ведь это первый шаг на пути к изменениям в Вашей жизни. Теперь просто не останавли-вайтесь, а продолжайте двигаться навстречу своим желаниям, которые также, как и эмоции, находятся под запретом. Несмотря на то, что работа над собой сопряжена с определенными трудностями и затратами, это самая благодарная работа в мире, ведь цель ее – формирование Вашего жизненного пространства, которое бы максимально удовлетворяло Ваши потребности в любви, понимании, уважении себя и отражения этого в глазах близких Вам людей. Поэтому подумайте над тем, чтобы обратиться к специалисту для партнерства в этой работе для достижения успехов быстрее, используя профессиональные инструменты психологов или психотерапевтов для этого.
То, что Вы способны на изменения говорит и то, что Ваше доверие смогло пробиться через Ваши внутренние запреты в Ваших продолжительных отношениях. Просто не каждый готов так долго ждать, поэтому Вам со своей стороны также придется готовиться к этому. Так что, в путь!
С уважением, Елена Гладкова