Кого из двоих выбрать?

Вопрос психологу:
Доброго времени суток! В моей жизни сложилась очень запутанная и сложная ситуация, из которой я на протяжении уже долгого времени не могу найти выход и мучаюсь. Проблема заключается в том, что мне очень нравятся два молодых человека. С одним из них я познакомилась меньше месяца назад, но уже сложились с ним довольно близкие отношения, с другим я знакома 2 года, это мой бывший молодой человек, с которым я встречалась ранее 1,5 года. Спустя время мой бывший молодой человек вернулся ко мне со словами, что не хватает меня и что безумно любит. Максимально изменился, стал очень серьезным. Но к серьезным отношениям с ним я не могу сказать, что готова, потому что боюсь опять его ухода, хотя расходились мы много раз. Боюсь броситься снова в этот омут с головой. Хотя он мне очень родной человек, знающий все обо мне, моей семье и т.д. Где-то в глубине души у меня еще есть чувства к нему, но я очень боюсь дать им волю... С другой стороны, другой молодой человек, с которым мы знакомы мало, но за этот период времени очень сблизились, он мне очень приятен в общении, в манерах, почти во всем, но также боюсь начать что-то новое, вдруг это окажется не тем, вдруг все это несерьезно. Хотя могу точно сказать, что намерения обоих ко мне серьезны. Они оба хотят серьезных отношений со мной и хотят, чтобы я была только их. С этой ситуацией я уже недели 3 плохо сплю и плохо учусь...Мысли не пойми где... Но именно сейчас ситуация дошла до предела. Я перестала общаться с обоими и сказала, что мне нужно отстраниться и подумать. Они оставили меня на 5 дней. Мой бывший сказал мне, что через 5 дней я должна дать точный ответ, с ним я или нет. Если не дам, то потом уже он скажет "нет". Что мне делать? Как мне быть? Я просто не знаю. Они знают о существовании друг друга. Более того, они даже общаются. Я боюсь потерять всех в этой запутанной ситуации... Они оба достаточно похожи... я никак не могу определиться... Пожалуйста, помогите мне может просто посмотреть на эту проблему с иной стороны. У меня очень мало времени, и оба они мне дороги, оба делают все в доказательство своей любви. И я знаю, что выбрав одного из них, второго я обязательно потеряю (друзьями никто из них быть не согласен) Я надеюсь на Вашу помощь. Заранее благодарна!
Автор вопроса: Александра Возраст: 19

На вопрос отвечает психолог Вараксина Евгения Васильевна.
Здравствуйте, Александра!
Чтобы взглянуть на проблему по-новому, давайте сравним Вашу ситуацию с походом в продуктовый магазин. Как вернуться оттуда с нужными покупками (а не с тем, что пролежит в холодильнике и испорченным будет выброшено через неделю)? Нужно точно понимать, что Вы хотите приготовить, что любите есть. Так и в Вашем случае, чтобы правильно выбрать партнера надо, в первую очередь знать и понимать себя: что Вы цените в людях и в жизни, что для Вас важно, что Вы любите (можете составить для себя список целей на полгода, 5 лет, всю жизнь, чтобы ответить на эти вопросы точнее). Чем лучше Вы будете понимать себя, тем разумнее будет Ваш выбор (т.е. выбор продуктов в магазине определяется нашим вкусом, а не продуктами :)
Дальше, если Вы идете в магазин и боитесь, что он скоро закроется, Вы начнете в спешке "хватать" не то, что Вам действительно нужно. Поэтому ходить в магазины нужно вовремя. В Вашем случае до "закрытия" еще далеко (Вам всего 19 лет), будете боятся остаться одной - наберете много лишнего. Нужно трезво понимать, чего Вы хотите: чтобы был парень, как у всех, потому что "все с кем-то встречаются" или чтобы рядом был по-настоящему близкий человек. Если второе, то не стоит выбирать в спешке. Вы имеете право думать, общаться, узнать молодых людей перед тем, как сделать выбор (главное при этом, сохранять женское достоинство, не растрачивать себя, не переходить грань дружеского общения пока Вы не определились). В процессе общения важно научиться трезво видеть поступки и характер молодых людей: как ведут себя с девушками (умеют ли уважать и заботиться), как строят отношения с родителями, готовы ли к ответственности (например, стремятся ли зарабатывать сами или полностью зависят от родителей), умеют ли быть щедрыми, на какие цели и ценности ориентируются. Знаете ли Вы все это про своих молодых людей? Если нет, выбирать рано - надо узнавать. Иначе это будет похоже на выбор с завязанными глазами - риск ошибок очень велик. Возможно, ни один из этих двух молодых людей не соответствует Вашему "вкусу", пониманию жизни. На самом деле, Вы должны четко понимать: Вы выбираете не из двух вариантов - выбор намного больше. И если даже ни один из этих двух юношей Вам не подойдет, не стоит боятся этого, для смелых в жизни миллионы возможностей.
Вы пишете, что Ваш бывших молодой человек поставил условие: или Вы даете ответ в течение 5 дней, или он сам говорит нет. Это его право, но Ваше право выбирать, когда Вы будете готовы к выбору. Верните ему часть ответственности: честно скажите, что Вы неуверенны в нем, что вы много раз уже расставались и Вам нужно время, чтобы увидеть изменился ли он. Ответьте для себя на вопрос: почему были эти расставания? И изменились ли эти причины сейчас?
Александра, выбирать или взять время, чтобы лучше узнать себя и молодых людей - можете только Вы. Это Ваша жизнь, никто кроме Вас не знает, что делает Вас счастливой. Никто не сможет нести ответственность за Вас, соответственно и решать за Вас никто не имеет права. И это ни минус, это плюс. Потому что свобода и ответственность делает нас людьми.