Как побороть нерешительность и определиться с выбором?

Вопрос психологу:
Здравствуйте!
Меня зовут Дарья, сейчас мне 22. Встречалась с парнем 6 лет. Когда начали встречаться мне было 16, ему 22. Очень красиво ухаживал: цветы, подарки, сюрпризы. Чувствовала, что действительно люблю и любима. Никого кроме него не видела, первый и единственный мужчина, идеал. Через год ушел в армию. Честно и верно ждала его из армии. После возвращения мечтала о свадьбе, но предложения не поступало, разговоров о свадьбе не было, однако отношения были по-прежнему прекрасные. Еще через 2 года предложил жить вместе. Во время моих раздумий переезжать или нет, нашла его переписку с бывшей девушкой, из которой было понятно, что они видятся, он сам к ней приезжает. Помимо этой еще куча переписок – чистый флирт. Тогда я ему сказала, что расстаемся. Страдала безумно.
Прошла неделя. Сам он никак не проявлял себя. Позвонил его друг, сказал, что никогда не видел его таким убитым. Для меня это был как призыв к действию, я сама позвонила, встретились. Он клятвенно обещал, что этого не повторится, я переехала к нему. И всё было отлично, вот только переписки продолжались (с разными девушками – и со знакомыми и нет). Ссорились из-за этого, но он только старался лучше скрыть свое общение по принципу «меньше знает – крепче спит». А я не знала, что с этим делать, опыта никакого, таких серьезных отношений не было еще. Думала наиграется, повзрослеет, просто надо подождать.
Год назад пришлось поступить в университет в другом городе на бюджетное очное обучение, так как нет возможности платить за заочное. Но каждый свободный день, каждые выходные я проводила с ним дома.
Полгода назад (в канун Нового года) он предложил встретить Новый год врозь, якобы я хочу встретить НГ у сестры, а он с друзьями, так зачем выбирать что-то одно, пусть каждый проведет его как хочет. Я поняла, что у него появилась серьезная влюбленность. Нашла переписку, в ней он писал, что расстанется со мной, и они будут вместе. Тогда он говорил мне, что между нами пропасть, но он не хочет делать мне больно. Я его удерживала всеми силами, не представляла жизни без него.
Вскоре у него умер отец, поддерживала, делала всё, что только могла. Думала уж после этого он поймет, что роднее и ближе у него никого не будет. Но нет, обнаружилась его страница с сайта знакомств, где помимо похотливых переписок, он просил номер телефона и писал, что сейчас приедет на встречу (а по времени это была ночь). Я конечно свечку не держала, но это наводит на определенные мысли… И после этого у меня всю любовь как отрезало. Я решила, что не стоит больше держать человека. Сказала, что ухожу. Он как всегда начал красиво извиняться, говорить, что всё осознал, но останавливать не стал. Говорит, пусть будет по-твоему, ты остынешь и всё у нас будет опять хорошо. Всю серьезность ситуации он понял только через 2 месяца.
Когда я ушла от него, рыдала, переживала и просила подругу познакомить меня с кем-нибудь, чтобы просто отвлечься, потому что боялась, что сорвусь и вернусь. Она познакомила. Парень оказался интересным, ничем не хуже бывшего, да еще и влюбился в меня по уши. Действительно достойный человек: открытый, искренний, простой. Я просила немного времени подумать. Но он требовал от меня определенности, либо я с ним, либо нет. Я сказала, что выбрала его. По характеру он – противоположность бывшему, я почувствовала совсем другое отношение к себе, более трепетное, внимательное, всё для меня делает. Познакомил со своими родителями. Я уже подумала: «Вот оно счастье».
Но тут опомнился бывший парень. Говорит, что жить без меня не может, что теперь по-настоящему всё осознал. Я сказала, что познакомилась с другим парнем и хочу попробовать новые отношения, но он не отступает. Постоянно дарит цветы, подарки. Сначала я была полна решимости, что я точно не вернусь к нему, и мне просто его было жалко. Теперь моя уверенность тает. Душа мечется из стороны в сторону. Я не могу обидеть отказом бывшего и не могу отказать новому парню. Моя проблема – нерешительность. Я хочу попробовать новые отношения, но вдруг со временем пойму, что поторопилась, а уже ничего нельзя будет изменить. Боюсь, что буду кусать локти из-за неправильного выбора. Но таких отношений, которые были у меня раньше не хочу, хочу быть уверенной в своем человеке. Подскажите, как сделать выбор? Где взять эту решимость? Правильно ли я думаю, что бывший не изменится, что это всё просто слова, и через какое-то время всё повторится?
Автор вопроса: Дарья Возраст: 22

На вопрос отвечает психолог Панина Ирина Николаевна.
Здравствуйте, дорогая Дарья!
Вы пишете, что ваша проблема - нерешительность. Не знаете кого из парней выбрать, чтобы прожить жизнь счастливо, в согласии.
Мне видится, что ваша проблема находится несколько в другом ракурсе. Например,в ответственности "за тех, кого приручили", в неопытности, поскольку вы так долго ждали и хранили верность вашему первому и единственному долгое время человеку.
ВЫ спрашиваете совета... Понимаю. Однако, ваш вопрос из серии "Не в ОМах ли измеряется сопротивление?". Он (вопрос) риторический, то есть такой, который ответа не требует. Ответ в самом вопросе содержится, вы заметили?
ВЫ уже высказали свой "экспертное" мнение относительно вашего первого парня.
Послушайте себя сами:
"Правильно ли я думаю, что бывший не изменится, что это всё просто слова, и через какое-то время всё повторится?"
Полагаю, вы так долго были ему преданы, что с течением времени стали для него чем то вроде личной собственности.
Да, потерять вас ему жалко, в это верится охотно. Да и вы бы сами постарались бы вернуть любую свою пропажу, не так ли?
У меня вопрос к вам личного характера.
Почему вы, принимая решение с кем из поклонников остаться, думаете только о НИХ?
"Я не могу обидеть отказом бывшего и не могу отказать новому парню."
Чего хотите ВЫ? Именно Вы сами?
Вам важно быть "хорошей" для обоих молодых людей?
"Боюсь, что буду кусать локти из-за неправильного выбора."
ВЫ не узнаете об этом, пока не выберете. В жизни всякое бывает, можно, конечно, и пожалеть о своем выборе спустя годы.
Разумом вы сейчас уже просчитали вероятности того, с кем вы пожалеете о своей жизни скорее. не так ли?
"Но таких отношений, которые были у меня раньше не хочу, хочу быть уверенной в своем человеке".
"Подскажите, как сделать выбор? Где взять эту решимость? "
Подсказываю.
Подбросьте монетку. Это не шутка. Загадайте на орел и на решку двоих ваших поклонников.
Поймайте монетку и .... Спрячьте ее в карман не глядя. Что там выпало? Как вы полагаете?
Это надо почувствовать - что выпало. Не подумать об этом. Почувствовать телом. Ваша внутренняя женщина ЗНАЕТ кого она выбрала.
После этого делайте выбор сами.
С уважением, Ирина.