Не доверяю девушке и ожидаю подвоха.

Вопрос психологу:
Я не могу довериться своей девушке. Несмотря на то, что я вижу, что она относится ко мне хорошо и вроде даже любит, я напуган. Это сложно объяснить, но я попробую.
Например, она спокойно может с подругами или с родителями выпить что-то алкогольное и это меня пугает, потому что я считаю, что алкоголь толкает людей на плохие поступки, в частности измены. Она в свое время пробовала наркотики, что меня тоже пугает, потому что так поступают плохие люди. Она довольно часто раньше ходила с подругами в клубы, что я также считаю уделом крайне фривольных женщин и это меня вообще жутко пугает, ведь в клубах и алкоголь и наркотики и беспорядочный интим. Трижды был в клубе, трижды все это видел кругом. Она любит слушать музыку, которую, как я всегда считал, слушают как раз люди, которые способны на плохие поступки, беспорядочные связи и т.д.
По ее рассказам я понимаю, что ничем плохим она там не занималась, но ведь для чего-то она ходила на подобные мероприятия? Например, на концерты групп наподобие "Кровостока", ну ведь туда явно не самые порядочные люди ходят.
В то же время я вижу и понимаю, что моя девушка - хороший человек, вижу, как она отличается от своих подруг в лучшую сторону и понимаю, что свои увлечения она почерпнула от них. У меня возникает дичайший когнитивный диссонанс. Мне страшно, больно, я все время в напряжении и постоянно подозреваю что-то плохое.
Я понимаю, что эти мои страхи или убеждения неадекватные, категоричные и они мне мешают жить. Я из-за них не могу принять свою девушку. Также я не могу с ней поговорить об этом, ее это сильно обидит. Но я постоянно это чувствую и это жутко пугает.
Она говорила, что хочет это делать все со мной, чтобы я понял, что она не делает ничего плохого, но я в глубине души понимаю, что соглашаюсь на это, потому что это даст мне контроль над ситуацией. А раз я хочу контроль, значит, я все-таки не верю. Не верю.
А сегодня решил впервые посмотреть стену на ее странице вконтакте, а там фотографии из клубов, с концертов разных групп, которые, по моему мнению, любят слушать не самые надежные люди. И мне от этого стало так плохо, что я, собственно, и решил вам написать. Накрыло, так сказать)
Я думаю, что должен научиться понимать, что я сам себя накручиваю из-за страхов, но от этого они только становятся сильнее, усиливается непонимание и недоверие.
Ведь я мог бы делать все, что вот презираю из того, что делала она, и я бы не считал себя плохим. Но понимаете почему? Потому что я себя знаю, я никогда не делал тех плохих вещей, которых боюсь получить от нее. Так сказать, мне можно, потому что я в себе уверен, а ей нельзя, потому что в ней я не уверен.
Что посоветуете?
Автор вопроса: Роман Возраст: 22

На вопрос отвечает психолог Дарья.
Здравствуйте, Роман!
Прочитав ваше письмо, мне на ум пришла такая пословица «и хочется, и колется». Почему колется, вы сформулировали чётко: «Не доверяю девушке и ожидаю подвоха». Действительно, без обоюдного доверия долгих, прочных и счастливых отношений не построить. И ваше чувство страха, о котором вы неоднократно упоминаете в письме... Ох, Роман, я вам сопереживаю — быть в таком напряжении действительно очень нелегко… Но почему же вам так хочется быть с этой девушкой?
На живой консультации я задала бы вам уточняющие вопросы о ваших прошлых отношениях, об отношениях с родителями и пр. Поскольку у меня нет возможности получить ответы прямо сейчас, я буду основываться на том, что вы уже рассказали в своём письме.
Вы пишите: «Несмотря на то, что я вижу, что она относится ко мне хорошо и вроде даже любит, я напуган». Вы сказали о том, что видите её хорошее отношение, но не говорите о своих положительных чувствах к ней. С чем это связано? Может быть вы выбрали её только потому, что она сама проявляет к вам интерес и симпатию, и таким образом вы уберегаете себя от риска травмы безответной любви? Как вам эта гипотеза, какие чувства вызывает?
В своём письме вы перечислили множество критериев, по которым вашу девушку (исходя из вашей же логики оценивания) можно охарактеризовать как фривольную, не самую надёжную, непорядочную, от которой в любой момент можно ожидать подвоха. И у меня сразу возник вопрос: «А зачем вам — такому хорошему, порядочному, надёжному молодому человеку (вы ведь никогда не делали «тех плохих вещей», какие делала она) — нужна такая отвратительная девушка?». Для чего вам быть в этих отношениях?
Вы пишите: «Мне страшно, больно, я все время в напряжении и постоянно подозреваю что-то плохое». Роман, я понимаю, что вам страшно. Но из вашего письма я не поняла, чего именно вы боитесь? Что самое страшное может произойти? Что для вас это будет значить?
Роман, меня смущает отсутствие у вас интереса к вашей девушке, которое явно заметно в этой фразе: «А сегодня решил впервые посмотреть стену на ее странице вконтакте…». Сколько времени вы вместе? Ещё на этапе знакомства люди стремятся узнать как можно больше об объекте своей симпатии и первое, что делают в наш век компьютерных технологий, изучают странички в соцсетях. Как я поняла, вы уже на этапе отношений, но зашли на страничку своей девушки только теперь. Что мешало вам собрать информацию об избраннице раньше?
Роман, в вашем письме часто встречаются слова «хорошие люди», «плохие люди» и перечень поступков, по которым вы определяете «хорошесть» и «плохость». Знаете выражение «что русскому хорошо, то немцу смерть»? Это значит, что понятия «хорошо» и «плохо» очень относительны. Вы пишите: «Она в свое время пробовала наркотики, что меня тоже пугает, потому что так поступают плохие люди». Но ведь хорошие люди иногда совершают плохие поступки! Справедливо и обратное: плохие люди могут совершать хорошие поступки. Согласны? Могу привести пример жуткого маньяка-убийцы («плохой человек») и по совместительству мужа, отца и школьного учителя («хороший человек»). И каким же человеком, по-вашему, его можно назвать?
Заметьте, что помимо чёрного и белого есть ещё и оттенки серого!
Оценивание человека по поступкам да и вообще оценивание — дело не очень надёжное. А вот ваши, Роман, переживания (эмоции и чувства) – это показатель того, как вам с этим человеком. Если переживаний неприятных больше, чем приятных, то тут три варианта на выбор:
1. Смириться и не замечать недостатков партнёрши. В худшем случае — терпеть и мучаться.
2. Прекратить эти отношения.
3. Изменить отношение к ситуации через решение своих внутренних проблем.
А вот поведение в стиле «мыши плакали, кололись но продолжали грызть кактус» не принесёт добра ни вам, ни вашей девушке.
Вы пишите: «Я понимаю, что эти мои страхи или убеждения неадекватные, категоричные и они мне мешают жить. Я из-за них не могу принять свою девушку».
Могу предположить, что принять свою девушку вы не можете потому, что не принимаете себя. Другой человек может вызывать у нас негативные эмоции потому, что в нём мы видим то, что не хотим признать в самих себе. Об этом говорит ваша фраза: «Ведь я мог бы делать все, что вот презираю из того, что делала она, и я бы не считал себя плохим». Роман, может быть вы хотите той свободы, которую имеет девушка в своём поведении, выборе музыки и пр. и которую вы сами себе запрещаете?
Вы пишите: «Также я не могу с ней поговорить об этом, ее это сильно обидит». Обидит это её или нет — вы не можете знать, пока не поговорите. Да, говорить можно по-разному. Можно высказывать претензии «ты-сообщениями». Ты плохая, ты ненадёжная, ты слушаешь музыку недостойных людей и т.п. Тогда девушка конечно обидится и начнёт агрессивно отстаивать свою честь и право выбора. Либо можно использовать «я-сообщения» и говорить не о том, какая ОНА плохая, а о своих чувствах и эмоциях по поводу конкретных вещей. Умение активно слушать и использовать «я сообщения» очень полезное умение во всех сферах жизни! Подробно и понятно об этом написано в книге Ю.Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребёнком. Как?». Очень рекомендую прочесть эту книгу!
Роман, в вашем письме я увидела, что вы осознаёте свои внутренние проблемы. А это уже большой шаг на пути к освобождению от них. Работайте над этим и у вас всё получится, я верю в вас!
С уважением, Дарья.