Как побороть неуверенность в себе?

Вопрос психологу:
Здравствуйте! Меня зовут Мария, мне 22 года, я не замужем, не состою в отношениях, детей нет. Проблема, о которой пойдет речь, беспокоит меня всю жизнь.
Я единственный, поздний, желанный ребенок. Отношения между родителями довольно холодные, больше партнерские, никогда не видела проявления любви между ними. Однако, они хорошо друг друга понимают и уживаются вместе.
Моя мама – крайне нервный человек. Она мыслит исключительно негативно. Бабушка также, у нее это даже ярче выражено. С самого детства и бабушка и мама меня грубо критиковали. Сразу обозначали, что я не красавица: длинный нос, редкие волосы, сутулость и худоба. И говорили, что мне «все в жизни придется брать умом». За двойки сильно наказывали, пятерки – само собой разумеющееся явление, не требующее никакой похвалы. Меня считали плохим ребенком, потому что я часто отказывалась подчиняться их воле. Я не хотела есть то, что мне дают, не хотела делать то, что меня заставляют, не хотела носить то, что мне не нравится. Какой итог? Я считала себя ужасным ребенком да и плюс ко всему еще и уродом.
В средней школе я моментально обрела статус изгоя. Я не могла ничего ответить сверстникам, молчала и плакала в углу. Надо мной издевались, меня унижали и оскорбляли. Друзей у меня там тоже не было. Учителя меня в принципе не помнили. Я была этакой серой мышью. Но мне очень хотелось быть в центре внимания, популярной, иметь много друзей, свободно общаться.. Но этого так и не случилось.
С поступлением в универ на выбранную мной специальность меня никто не поддержал. Мне вторили, что я слишком глупая, что я не справлюсь, что мне с моими способностями только самое-самое простое. Но я уперлась. Хочу быть программистом и точка. И все вышло так, как мне говорили – мне было тяжело. На экзаменах каждый раз меня преподаватели особо и не слушали, сразу ставили 2 или 3, меня также как и в школе никто не помнил, не слушал и знать не хотел. Однако тут я нашла друзей. Действительно хороших. С горем пополам я получила диплом и устроилась работать по специальности. Работа, наверное, является для меня сейчас единственным комфортным местом. Мне интересно и мне нравится.
В 19 лет начались мои первые серьезные отношения. На расстоянии. Я и сама не заметила как рядом с собой имела вторую мать/бабушку. Мой молодой человек был вечно мной недоволен. Все его претензии сходились к тому, что он фактически хотел вылепить из меня совершенно другого человека, каким я не являюсь. Изменял. Я постоянно плакала но и не думала уходить. Мама видела, что я в этих отношениях мучаюсь, устраивала скандалы, чтобы я с ним рассталась. Манипулировала. Говорила, что из-за меня она постоянно болеет. Они разрывали меня надвое. Мама ссорила меня с парнем, а он – с мамой. В октябре прошлого года он ушел в армию и так совпало, что я переехала жить отдельно от родителей. И тут я начала слышать себя. Я осознала, что я всю жизнь прожила с уверенностью в своей «бракованности», «неправильности». Я очень скованно веду себя с людьми, хотя очень хочется не чувствовать этой неуверенности и общаться свободно. Я сразу обозначаю людям свою слабость и ущербность и ко мне относятся либо с сожалением, либо с отвращением. Вопрос о моих увлечениях ставит меня в тупик. Я ничем не интересуюсь. Все, что хотелось в детстве высмеивалось и запрещалось. С тех пор не пытаюсь. Хотя я неинтересна сама себе.
Парня ждать отказалась. Бросила самым грубым образом, высказав все обиды. И теперь, возможно, все осознав, я пришла к тупику. Я понятия не имею как теперь бороться со своими комплексами, быть открытой, живой, интересной людям. Я очень хочу новых отношений. Хочу семью и детей. Как мне быть?
Автор вопроса: Мария Возраст: 22

На вопрос отвечает психолог Дворецкая Элина Александровна.
Здравствуйте, Мария!
Вы молодец, что хотите разобраться, в себе понять свои препоны и преодолеть их.
Вы пишите, что были поздним ребенком, здесь можно добавить, скорее всего, долгожданным, и на Вас возлагались большие надежды со стороны родителей. И Вы пытались оправдать эти надежды, соответствовать им и, опять могу добавить, таким образом добиться признания от родителей. И насколько я поняла, в Вас, с поддержкой родителей, закрепились повышенные требования к себе, боязнь несоответствия каким-то идеалам. И, можно сказать, что таким образом Вы пытаетесь добиться любви окружающих.
Но из Вашего письма, так же видно, что в Вас всегда «сидел» дух противоречия. Вы всегда пытались сопротивляться давлению со стороны родителей. А сопротивляясь, доказывали и себе, что Вы чего-то стоите и можете сделать сами по собственной воле. И вот этот дух сопротивления и является тем стержнем, который делает Вас сильнее и поддерживает Вас, и на который Вы, вполне может опираться в дальнейшем.
А теперь самое главное. Вы пишите, что ничем не интересуетесь, но в тоже время говорите, что увлечения у Вас раньше были, но вызывали неодобрение со стороны родителей. А что Вам мешает сейчас прислушаться к себе и вернуть все свои увлечения, и открыть для себя новые. Потому что, только увлеченному чем-то человеку становится интересно жить, а вместе с этим он становится интересен и окружающим, появляется уверенность в себе в свои силы и возможности. Вокруг Вас начнут собираться люди, увлеченные тем же, и Вы уже с удовольствием начнете с ними общаться, забыв про свои комплексы и страхи.
Просто доверяйте себе и своим желаниям. Вы уже сделали не мало смелых шагов: расстались с молодым человеком, который Вас не ценил; начали самостоятельную жизнь, без зависимости от родителей; сами выбрали себе профессию. На самом деле, Вы достаточно смелый и решительный человек. Это то, что увидела я из Вашего письма. Посмотрите на себя со стороны. Прислушайтесь к себе. Не бойтесь следовать зову своего сердца. Ставьте перед собой цели и идите к ним без оглядки. И у Вас все получится!!!
Желаю Вам счастья, удачи и взаимопонимания!!!
Если Вам будет тяжело, Вы всегда можете ко мне обратиться.