Периодическая тревога, плаксивость, чувство беспомощности.

Вопрос психологу:
Меня зовут Алена, мне 23 года, не замужем, детей нет. Периодически возникает чувство тревоги, хочется плакать, но говорю себе, что у меня все в порядке или же иногда специально поддаюсь своей плаксивости, но ни слез, ни истерики не случается, как будто уже и передумываю плакать. Такое чувство часто возникает утром, когда собираюсь на работу, хотя на работе все в порядке и очень даже дружный коллектив. Помню еще в детстве часто также хотелось плакать ни с того, ни с чего, собираясь в школу, хотя и там тоже все было в порядке. Живу одна, иногда приезжают в гости родители, иногда я к ним, и каждый раз, когда расстаюсь с ними снова, словно комок в горле. И тут уже не просто хочется плакать, а возникает тревога, что случится что-то плохое, чему я не могу противостоять. Часто чувствую себя одинокой и беспомощной, словно есть что-то, с чем я не могу справиться. Иногда такое же чувство наступает, когда я сижу дома одна. Ни своим родным, ни близким никогда не говорила об этой проблеме. С друзьями, родными и коллегами по работе прекрасные отношения, нет каких-либо реальных причин для беспокойства, и никто из них никогда бы не заподозрил, что когда я остаюсь одна, я поддаюсь такой слабости. В настоящий момент у меня нет молодого человека, но и в момент отношений, часто в моменты одиночества наступали такие же тревожные состояния. С молодыми людьми отношений было не много, в двух случаях отношения доходили до интимной близости, почти всегда отношения прекращались по моему желанию. Прекращала отношения, так как чувствовала апатию, и все попытки как-то меня "развеять", "развеселить" со стороны молодых людей лишь раздражали. Разговоры с подругами об их личной жизни также раздражают. Молодые люди часто делают комплименты, пытаются ухаживать, но мне эти проявления внимания кажутся чуждыми. Отношения между мужчиной и женщиной со стороны для меня часто выглядят лишь, как удовлетворение личных интимных потребностей, проявление тщеславия или использование в корыстных и меркантильных целях. Осознаю, что есть проблемы относительно моих взглядов на отношения с мужчинами, но в чем проблема также не знаю. Не знаю что могло бы быть причиной такого невроза и комплексов. Я росла и воспитывалась в полной семье, в семье не было каких-либо конфликтов, в коллективе всегда чувствовала себя уверенно, всегда была уверена в своих силах, часто получала поддержку со стороны и всегда старалась помогать окружающим. Спасибо, надеюсь ваш ответ поможет разобраться в себе.
Автор вопроса: Алена Возраст: 23

На вопрос отвечает психолог Кондаурова Ксения Вадимовна.
Здравствуйте, дорогая Алена. Для начала коротко обозначу тезисами все, что я вижу в Вашем письме, а затем освещу эти моменты более подробно. А Вы замечайте, что из моих слов откликается, а что нет и в комментария можете смело мне написать, где я была права, а где ошиблась.
Ваше состояние очень похоже на какую-то глубинную тоску. Тоску по настоящей себе, по своей настоящей, наполненной жизни.
У Вас есть и родные и друзья, но тем не менее, на Вас накатывает тревога, когда Вы остаетесь одна. Что это - страх одиночества, страх быть покинутой?
И что касается Ваших отношений с мужчинами. Наличие у Вас друзей и теплых отношений в семье говорит о том, что в принципе Вы умеете выстраивать отношения с людьми, но почему-то не с мужчинами. Вернее, Вы можете, но до того момента, пока отношения не становятся близкими. А потом что-то происходит и Вы себя останавливаете с помощью апатии.
Судя по Вашему письму и по тому факту, что Вы вообще его написали, Вы стоите на пороге кризиса. Кризис - это когда жить по-старому человек уже не хочет, а жить по-новому еще не умеет. И это колоссальный трамплин для роста.
Вы удовлетворены своей жизнью, Алена, своей работой? Помимо того, что у Вас хороший коллектив, в Вашей работе есть что-то, что Вас привлекает: возможности для саморазвития, самораскрытия, самореализации? Или какое-то хобби, увлечение, которое этому способствует? Очень часто тоска и тревога появляются тогда, когда мы глушим свой потенциал. Так психика говорит нам, что мы что-то делаем неправильно. Ваше состояние - это способ психики говорить с Вами о том, что ее не устраивает. И Вам необходимо ее понять и услышать.
Чего плохого Вы боитесь, наступления каких событий, которым Вы не можете противостоять? В следующий раз, когда придет тревога, прислушайтесь к себе, поймите, чего именно Вы боитесь? Того, что что-то случится с Вами или с Вашими близкими? Я фантазирую, что это страх уничтожения чего-либо (например, отношений), несуществования, смерти. Если это так, то я бы рекомендовала Вам проработать страх смерти и конечности бытия. Так как в этом страхе тоже скрыт огромный потенциал и возможности для роста.
Продолжая свою же фантазию, я предполагаю, что и отношений с мужчинами Вы избегаете по этой же причине - опасаетесь быть уничтоженной, поглащенной. Отсюда и рационализация о том, что отношения - это взаимное использование друг друга.
Вы часто чувствуете себя беспомощной. Вы будто бы находитесь в ситуации, из которой не видите выхода. Как будто не чувствуете, что контролируете свою жизнь. Но ведь все ситуации в своей жизни мы создаем сами. Ведь мы каждую минуту делаем выбор. Мы выбираем все, начиная от способа реагирования на какие-то внешние стимулы (например, нахамить или промолчать, если нам в транспорте наступили на ногу; расстроиться и решить, что мир нас не любит, если у нас поехала стрелка на колготе, или пойти в магазин и спокойно купить новые, не придав этому происшествия внимания) и заканчивая своими целями в жизни. Мы все делаем сами. И поэтому выйти из любой ситуации мы можем сами.
Вам нужно поверить, что Ваша жизнь принадлежит Вам, Алена. Что Вы можете делать выбрать, управлять собой и, следовательно, контролировать свою жизнь. Делать ее такой, какой хотите ее видеть. Как только Вы в это поверите, ощущение беззащитности уйдет.
Конечно, есть ситуации, которые с нами случаются и мы никак не можем их предотвратить. но мы можем выбирать, как в этих ситуациях себя вести, что из них брать и интегрировать в свой опыт, чтобы быть мудрее в дальнейшем.
Надеюсь, я немного помогла Вам, Алена. Всего Вам самого доброго. Если нужна будет дополнительная помощь - обращайтесь.