Неуверенность в себе, апатия, депрессия, быстрое угасание желаний.

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Мне 27, в гражданском браке, есть дочь 5 месяцев.У меня очень много проблем внутренних. Я не могу понять какая я на самом деле. Часто пытаюсь смотреть на себя со стороны. И не хочу, но думаю о том,что обо мне подумают. Не могу расслабиться из за этого. И общаться тоже очень проблематично. Я что то пытаюсь рассказать, а сама думаю про то как я выгляжу в этот момент. Это какая то паранойя уже. Я так устала от этого. Ведь понимаю что это моя жизнь и я веду себя как хочу, но.. на деле не могу измениться. Довольно часто возникает отсутствие интереса к общению. Мне кажется что я совсем не интересна.Не могу выразить свои мысли хорошо. Иногда у меня почему то присутствует какой то негатив к окружающим. На пустом месте не желаю с ними общаться. У меня из за этого совсем мало знакомых, с кем я общаюсь. И с мужем проблемы в общении. Сколько себя помню,я всегда сомневалась во всем и была неуверенная в себе. У меня иногда возникает апатия ко всему. Пропадает интерес к жизни. И как будто сил нет жить, нет энергии. Вот почему так? Откуда все это? Семья у меня полная. Я еще грешу на своих родителей- мама слишком добрая, обидчивая, мягкая, меня в детстве часто не понимала, пыталась навязать мнение свое, а папа- закрытый человек, никогда не разговаривала с ним по душам. У меня есть две сестры, старшая- общительная, уверенная в себе. Вот если считать что это воспитание такое ,то почему старшая не такая же. А вот вторая- моя близняшка- у нее такие же проблемы как и у меня. Я раньше боялась высказать свое мнение.Боялась конфликтов. А когда на меня смотрело сразу много человек, я начинала краснеть, заикаться и как то парализовало сразу, даже если это были все очень знакомы люди. Сейчас вроде с этим легче стало. После родов. По поводу самореализации- то с этим также проблема. Я не могу найти то чем бы я хотела заниматься. Сегодня я хочу одно, а завтра другое. Так и не получается найти свое место в жизни, в работе. Неопределенность какая то. Как мне с избавиться от этого состояния?
Автор вопроса: Анна Возраст: 27

На вопрос отвечает психолог Толстова Юлия Евгеньевна.
Здравствуйте,Анна!
Сомнения являются неотъемлемым спутником жизни человека. Действие сомнений двояко. С одной стороны они помогают нам выбрать лучшее из имеющегося, а с другой вызывают беспокойство и страхи, и тем самым нарушают качество жизни и тормозят достижение цели.
Почему же одним людям сомнения помогают, а другим мешают жить?
Всё дело в самооценке ( это то, как человек оценивает самого себя).
Если самооценка адекватная ( « Я не хуже и не лучше других»), то и сомнения не критичны.
А если самооценка не здорова, то и сомнения приобретают навязчивый характер, и не дают « спокойно жить».
Именно так, Анна, с Вами и происходит. Ваша самооценка занижена, отсюда вытекает неуверенность в себе, своих силах, внешности, словах ( «….думаю о том,что обо мне подумают. Не могу расслабиться из за этого. И общаться тоже очень проблематично.Я что то пытаюсь рассказать, а сама думаю про то как я выгляжу в этот момент».) Вы вроде всё понимаете, только сделать ничего не можете…. Соглашусь с Вами, это действительно очень непросто. Ваше подсознание постоянно даёт о себе знать негативными симптомами.
Отчего это происходит? Вы « грешите на своих родителей», и хоть родителей не выбирают, но самооценку закладывают с детства именно они. Именно родители дают понять ребёнку, что он ценен просто потому, что родился, и что любят они его без всяких условностей, просто потому, что он есть- самый красивый, самый любимый и дорогой. Они выслушивают его мнение, несмотря на его возраст, беспокоятся о его чувствах, а не только о биологических потребностях, учат слушать и принимать критику. От таких взаимоотношений детей и родителей у ребёнка развивается здоровая самооценка. Он входит в жизнь, имея собственное мнение, не боясь окружающих ( что подумают, что скажут). Он уверен в себе и самодостаточен, то есть может находиться сам с собой, и не от кого не зависеть.
Но… ещё раз скажу, что родителей не выбирают, и мы вырастаем с тем набором проблем и комплексов, что « подарили» нам родители.
Итак, Анна, Вы уже взрослая и Вы-сама мама, которая , конечно же хочет воспитать психологически здорового ребёнка. Тогда, просто ещё раз перечитайте, и постарайтесь учесть эти советы в воспитании.
А Вам лично придётся приложить усилия, чтобы перестроить сознание и развить в себе здоровую самооценку. Здесь возможна помощь квалифицированного специалиста.
Вы должны быть готовы к работе над собой, которая не будет лёгкой и быстрой. Нельзя сразу изменить шаблоны мышления, которые вырабатывались в течение жизни.
Итак, начните верить в себя. Вот несколько аффирмаций для повышения самооценки. Напишите их и постоянно перечитывайте, по возможности веря в то, что читаете.
« Я спокойна и уверена в себе».
« Я счастлива. У меня всё хорошо.»
«Я достигну всего, чего сама себе пожелаю"
" Мне никто ничего не должен. Я всего добиваюсь сама"
" Всё что я обещаю, я делаю"
" Всё,что я хочу сбывается"
" Я всегда говорю то, что думаю, что мне кажется правильным- это моя жизнь, и лучше меня её никто не проживёт"
" Я всегда делаю то, что считаю нужным"
" Я счастлива, успешна, красива"
Научитесь любить себя и доверять своим чувствам.
Говорите и общайтесь с людьми, не задумываясь, как Вы говорите. А если вдруг почувствуете сомнение и смущение, отбрасывайте эти мысли, и говорите дальше. Блокируйте негативные мысли ( « Я не буду об этом думать»). Это нелегко, но постоянно тренируясь, это будет получаться.
Говорите то, что думаете, не беспокоясь , что подумают окружающие ( это их мысли, а не Ваши).
А на Ваше высказывание «Я не могу понять какая я на самом деле», я отвечу так : « Вы-такая, какая Вы есть, и в этом Ваша уникальность.»
Работайте над собой, анализируйте, наблюдайте, и со временем придёт спокойствие и умиротворение, уйдут неуверенность и негативные эмоции.
Успехов Вам и всего доброго!