Проблемы с концентрацией, неуверенность.

Вопрос психологу:
Доброго времени суток, уважаемые психологи. Мне 21 год и я студент, не женат, живу с родителями. В преддверии сессии стал замечать у себя недостаточную внимательность на занятиях, главная проблема кроется в концентрации внимания. Вроде бы ничего не отвлекает, но не могу просто взять себя в руки. Например, читаю какую-нибудь книгу, научную литературу и т.д. и замечаю за собой то, что я могу сидеть и читать одну и ту же строчку по несколько раз, а то и по нескольку десятков раз, но при этом совершенно не понимая о чем идет речь. И дело не в сложных понятиях, а в том, что глаза видят, а мозг просто не воспринимает. Бывает огромным усилием воли все же удается вникнуть в суть прочитанного, но уже через несколько строк я снова теряю концентрацию и просто глупо смотрю на строчки, и глаза бездумно бегают по тексту. Из за этого начались проблемы в учебе и спорте, тяжело заставить себя что-то сделать. Пытаюсь вести активный образ жизни, но требуется просто колоссальное усилие воли, чтобы просто осознавать себя, а не просто жить, работать, учиться на "автопилоте". Последнее время стараюсь ставить перед собой маленькие, но выполнимые цели, и вроде бы что-то стало получаться, но этого недостаточно для того, чего я хочу. Жизнь на "автопилоте" меня совсем доконала, и все сводится к тому, что я могу включить фильм, который смотрел тысячу раз, который уже не хочу смотреть, но все равно смотрю не вдумываясь в смысл, а просто по тому, что так я расслабляюсь. Из-за этого большие проблемы с сессией, пытаюсь найти крайнего, но никого кроме себя не нахожу. Помогите советом, как быть в такой ситуации, как расставить приоритеты, как взять себя в руки. Родители постоянно твердят о своих знакомых с успешными детьми, что они получают стипендию, ездят по стране, работают на высокооплачиваемой работе, а я ничего не могу добиться. Из-за этого у меня напрочь пропала уверенность в себе, мне тяжело придумать себе занятие. Спасибо за уделенное время. Буду благодарен, если получу ответ на свой вопрос.
Автор вопроса: Владимир Возраст: 20

На вопрос отвечает психолог .
Здравствуйте Владимир!
Проблемы с концентрацией могут возникать в 3х случаях. Первый- это усталость, перенапряженность и сверх нагрузки, как в умственной, так и в физической сфере. Вторая причина – это недостаточная мотивация (либо ее полное отсутствие) и третья- это определенные органические нарушения мозга, которые дают разные симптомы. Эту причину мы сразу исключим, так как для этого должна была быть травма, либо врожденная патология.
В первом случае все понятно, если Вы хронически не высыпаетесь, перегружены занятиями, как в университете, так и в спорте в течении длительного времени, то потеря концентрации— это своеобразная защита мозга от перенапряжения. Здесь Вы сами подумайте, насколько привычны для Вас сегодняшние нагрузки. Только не нужно сравнивать себя ни с кем, у каждого из нас свой ритм и возможности. Оценивайте себя в сравнении с собой прежним.
Относительно второй причины, то я так понимаю, что это не первая Ваша сессия, и раньше Вы с этих проблем не испытывали, что же изменилось? У Вас увеличилась нагрузка и сократилось время для отдыха? Или учеба перестала быть интересной? Ведь ожидания — родителей- это их желание, и оно вполне может идти вразрез с Вашими интересами и потребностями. Вы поступали на обучение по своему призванию или по рекомендации родителей? Если человеку интересно учиться, то как правило проблем с концентрацией не возникает, при условии, что у него достаточно времени и для отдыха). Если же учеба не приносит удовольствия, то и желание, и мотивация что-то изучать, напрягаться в этом направлении будут существенно снижаться. Вы наблюдали за собой, что приносит Вам удовольствие, чем Вы занимаетесь охотно, не задумываясь?
Есть такое понятие, как рефлексия — это умение отслеживать происходящее во вне на внутреннем уровне. Т.е. когда Вы чем-то заняты, то Вы не просто выполняете определенные действия, а еще и наблюдаете за своими эмоциями, переживаниями и мыслями в этот момент. И таким образом наблюдая за собой и отслеживая, когда (во время какой деятельности и времени суток) и куда (на что именно Вы отвлекаетесь, т.е. над чем начинаете думать и уплывать в мыслях) утекает Ваше внимание, Вы можете сделать вывод о том, что Вас на самом деле заботит. Это могут быть какие-то подавленные желания, которые Вы не позволяете себе реализовывать, либо уделять время этому. Подумайте, гармонично ли в Вашей жизни распределено время для Ваших интересов, не страдает ли какая-либо сфера Ваших увлечений, желаний, потребностей (например, Вы не находите времени для своих хобби, которые Вас наполняют и дают вдохновение).
Концентрация внимания — это качество, которое можно и нужно тренировать. Вы можете найти в интернете множество упражнений на тренировку и развитие этой способности и попробовать уделять этому время, скажем трижды в день по 5 минут. Самое простое упражнение — это взять часы и смотреть на секундную стрелку, думая и сосредотачиваясь только на ней. И отслеживать (рефлексировать) куда и как часто отлучается Ваше внимание. Начните с одной минуты и доведите время упражнения до 10 минут.
Вообще любая проблема, которая у нас возникает – это возможность для самоанализа, для того, чтобы переоценить что-то, осмыслить. Думаю, что в Вас мог зародиться какой-то страх (некоторое время назад), связанный с Вашими возможностями и достижениями, и снижение концентрации, это как некая приемлемая для Вас форма избегания. Т.е. из-за низкой концентрации Вы не можете что-то сделать (и это принять легче, чем сказать, себе и окружающим, что я не могу или не хочу что-то сделать). Но не можете сделать не по объективным причинам, а потому, что Вам это по каким-то причинам выгодно. Как я уже писала, это может быть, как простое сопротивление по отношению к деятельности, которой Вы занимаетесь, так и более глубокие причины, которые можно выявить в процессе консультаций и психотерапии.
В любом случае, начало Вы положили – задумались над этим и написали на этот сайт. Возможно мой ответ даст Вам некие зацепки или направление для дальнейшего изучения и углубления в эту тему. Если же мой ответ не окажется для Вас полезным, то все равно продолжайте искать и исследовать себя на этом пути!
Верю в Вас и Ваши силы!