Как изменить себя? Меня беспокоит собственная несостоятельность как личности.

Вопрос психологу:
Здравствуйте! Меня зовут Анна.
Расскажу немного о себе для полноты картины. Мне 19 лет, всю жизнь прожила в Санкт-Петербурге с родителями. В семье все хорошо. В этом году закончила техникум. И вот уже несколько лет с учащающейся периодичностью меня беспокоит собственная несостоятельность как личности.
Попытаюсь максимально описать суть моей проблемы... или проблем. Меня ничего не интересует. Нет интересов. Нет мотивации. Не хочу ничего делать. Молодого человека нет и не было. К слову, я не дурна собой. Думаю, что отсутствие в моей жизни отношений из-за неимения увлечений и интересов... Но проблемы с самооценкой, все таки, я думаю есть, как и проблема с общением. Я не разговорчива, считаю, что лучше молчать, чем трепаться обо всякой ерунде или как принято у американцев "small talk". Боюсь выглядеть глупо...
Единственная моя радость и отдушина была еда. Все проблемы в школе я заедала дома, сама того не замечая. Я ела не от физического чувства голода, а от психологического дискомфорта. И если бы не желание похудеть, я бы так этого никогда не поняла. Нет, у меня нет откровенно лишнего веса. Но мое тело в данный период жизни меня не устраивает. И вот, что интересно, наладить питание у меня до сих пор не получилось, хотя я пытаюсь сделать это уже 2 года с переменным успехом.
Все таки кое что меня интересует - это что, когда и в каких количествах я употребляю в пищу. Это единственное, о чем я думаю постоянно. И от этого я жутко устала. Я хочу занять себя другими мыслями, хочу быть стройной и не думать постоянно о том, как похудеть. Я знаю, что нужно занять себя чем-то, увлечься, влюбиться... Но у меня нет интересов, а если и меня что-то заинтересует, так это не надолго...
В детстве родители, особенно мама, старались всесторонне меня развивать, и какие кружки я только не посещала..., но особой усидчивостью не отличалась. В школе не могла сосредоточиться и начать делать уроки. Могла часами сидеть за открытым учебником и ничего не делать, соответственно, училась еле-еле. В техникуме ситуация стала лучше. Но все равно все дела откладываю до последнего. Не могу закончить начатое до конца. Быстро пропадает ко всему интерес. Чувствую себя не реализованной. Все чаще появляется отвратительное настроение. Все чаще плачу от безысходности, хотя понимаю, что все в моих руках. Замкнутый круг. Не знаю, что делать.
У меня есть возможность кардинально изменить свою жизнь. Но для этого надо работать над собой. Этот шанс - единственное, что может кардинально изменить мое тусклое существование. Я не понимаю, почему нет сил взять себя в руки и начать реализовывать эту возможность.
Я трачу время в пустую. От этого становится страшно. Еще становится страшно от того, что я так всю жизнь и проживу в попытках осуществить свою мечту...
Мама страдает от моих перепадов настроения. Старается меня понять. С ней у меня хорошие отношения в целом. Большую часть времени провожу с ней. И все бы хорошо, если бы не мои проблемы с собой. Когда у меня портится настроение, ей частенько "попадает". Хотя я этого совершенно не хочу... Иногда она говорит: "Так и останешься на дне, в соответствующем окружении, если будешь и дальше бездействовать..., видимо, тебя это устраивает." А меня это не устраивает! Но и делать я ничего не могу. Мне кажется, что у меня апатия или депрессия. Мне не справиться с собой. Самокопание не помогает. Я говорила маме, что, может, мне нужен психолог..., но она только отмахивалась и говорила: "Ты всегда ищешь "волшебную палочку" для решения своих проблем". Она права. Я всегда ищу что-то или кого-то, кто решит за меня мои проблемы... Всегда нахожу какие-то оправдания и отговорки... Возможно, у вас возникла мысль, что мама навязывает мне "другую жизнь" из-за собственной несостоятельности (с ней так не возились, как со мной). Но без неё из меня бы не вышло даже того, что есть сейчас.
Вот я думаю, что с сего момента буду менять свою жизнь, особенно после наших с ней разговоров "по душам" пойду развиваться (читать, учить языки), найду себе увлечения..., а через пару дней меня накрывает, я осознаю, что ни черта не делала все эти дни\недели и ничего делать не собираюсь. И мне становится так противно от себя, от своей лени и никчемности...
Все говорят, что осознание проблемы - это пол пути к её решению. Я осознаю свою проблему. Хотя бы частично. Но я не понимаю, как измениться...
Возможно, я делаю из этого всего проблему? А на самом деле я просто ленивая? Но почему же тогда меня не устраивает мое ленивое существование?
Всё это выглядит как нытье. Возможно, так оно и есть. Возможно, я бесхребетная и безвольная.
И меня это не устраивает...
Простите за сумбурность текста. Писалось на эмоциях.
Заранее большое спасибо за помощь.
Автор вопроса: Anna Возраст: 19

На вопрос отвечает психолог Гладкова Елена Николаевна.
Здравствуйте, Анна!
Апатия и депрессия, невозможность понять себя и определиться в выборе дальнейшего пути – все это возможные признаки психологической незрелости личности, ее не готовности ко взрослой жизни.
Причин такого состояния может множество, но все они так или иначе связаны с невозможностью понять собственные желания и потребности.
Как часто любящие родители, заботятся о разностороннем развитии своих детей, предлагая им те или иные кружки и курсы, особенно если в их детстве всего этого не было. Но мало кто догадывается, что этим поведением движет не столько желание предложить ребенку как можно больше вариантов увлечений и полезных навыков, облегчающих их дальнейшую жизнь, сколько «голод» в таких проявлениях заботы от своих родителей нынешних пап и мам.
Вы написали, что с Вашей мамой так в детстве не носились. Может быть и в ней есть чувство «упущенных возможностей», которые были бы у нее, если бы она посещала языковые курсы, курсы рисования, музыкальные занятия или танцы. Всего этого не было в ее детстве, поэтому все это она должна дать своим детям!
Вот и становятся «нереализованные» творческие потенциалы родителей движителем для развития творческих способностей детей.
Интересно, были ли в Вашей жизни какие-то увлечения, о которых Вы самостоятельно говорили родителям, но которые не нашли у них поддержку или были отвергнуты как бесполезные или неперспективные?
Когда выбор увлечений предоставляется ребенку без учета его личных потребностей и интересов, очень часто он становиться краткосрочных и быстро надоедающим. Череда не интересных для самого ребенка предложений от взрослых, за которые они готовы платить, особенно в наше время «платных услуг» по всем потребностям, очень часто становиться привычной реакцией на ВСЕ начинания, которые не вызывают в нем отклика. Иногда такая реакция закрепляется на все «предложения» исходящие от родителей на бессознательном уровне, поскольку появляется ощущение что все в этой жизни, которую предлагают родители, такое неинтересное и нудное, неспособное зажечь искру азарта и желания углубиться в нее. Это похоже на Ваше отношение с учебой, ведь наверняка о пользе учебы и знаний в Вашей семье говорилось неоднократно! Отсюда, возможно, и неспособность довести начатое дело до конца – трудно наделять вниманием то, что не вызывает интереса!
Подросшему инфантильному человеку очень сложно даже представить себе свои желания и потребности, поскольку в жизни ему предлагались ЕГО увлечения и интересы со стороны, а не искались им самостоятельно. Поэтому понять, что хочется именно ему иногда становиться просто невозможно.
Я понимаю родителей, которые стремятся дать своим детям как можно больше возможностей для реализации. Но иногда это становится для них самоцелью, а не способом поддержки собственных детей. Роль родителей вместо принятия и понятия интересов и желаний ребенка сводится к навязыванию ему собственных интересов и собственного мнения, лишая ребенка такой необходимой возможности формировать собственные желания и искать способы их удовлетворения.
Может быть и сейчас, когда после очередного разговора с матерью у Вас возникает желание что-то делать и оно натыкается на бессознательное нежелание делать эти попытки это своеобразный протест против очередного навязывания видения «картины Вашей жизни» Вашими родными.
Это хорошо, что проблема и ее неудобства, которые она доставляет Вам уже осознаны. Что теперь с этим делать? Конечно, работать над собой, как Вы правильно отметили. Но эта работа должна вестись не в поиске того, кто сможет Вам предложить новый интерес в жизни или указать Вам новую цель, а начать прислушиваться к себе, начинать понимать, что волнует именно Вас, может вывести Вас из состояния апатии и депрессии.
Возможно, вопросы, которые для Вас небезразличны – что, сколько и когда принимать в пищу, как бы странно это не звучало, могут стать для Вас тем первым шагом к познанию себя и своих желаний, а также позволят найти дело своей жизни, в котором Вы сможете реализоваться и вновь вернуть интерес к жизни.
Может быть и родителям Вы сможете показать, что работа со специалистом-психологом Вам необходима не для того, чтобы «найти волшебную палочку» у другого, а для того, чтобы вернуть себе возможность самостоятельно принимать решения как при выборе интересов в своей жизни, так и для их реализации в ней.
Кстати о лени. Иногда это социально неприемлемое качество всего лишь демонстрация отсутствия интереса к предложенному делу, вещи и т.п. Поэтому это можно считать индикатором Ваших жизненных сил и их рационального использования.
Не берусь утверждать, что предложенная мною версия единственное объяснение Ваших проблем, но как вариант развития и результат роста она имеет право на существование.
Если что либо из написанного здесь поможет Вам взглянуть на свою жизнь по новому, буду рада. Если же Вы посчитаете, что к Вам это не имеет никакого отношения, ищите дальше себя. Главное, прислушайтесь к себе, а не только ко мнению со стороны, пусть даже это будет мнением любящих Вас людей. Мы это то, что мы выбираем сами. Все ли в Вашей жизни Ваш выбор?
С уважением, Елена Гладкова