Нет ни одного человека в жизни, с которым я хотела бы общаться.

Вопрос психологу:
Добрый день. Ситуация такая: раньше я была очень общительная, веселая, постоянно разговаривала, знакомилась со всеми, всем интересовалась, у меня было много друзей. И если говорить про мелочи, то я просто всем восхищалась: например, видела радугу и говорила "о, смотрите, радуга!!!", а теперь я даже не посмотрю, потому что мне это не интересно. Теперь у меня нет друзей, потому что я ни с кем не общаюсь, я удалилась из всех соц. сетей. Я нашла новую работу, на которую прихожу, сажусь за свой компьютер и не общаюсь ни с кем в течении всего дня. И самое главное меня это не напрягает, мне просто без разницы на других, я не хочу спрашивать как у них дела, чем они занимались, потому что мне это не интересно, когда я прихожу домой сестра спрашивает меня "ну что как прошел день?" я говорю "нормально" и иду в свою комнату, где опять сижу одна. Мне не интересно ходить с кем то в кино, гулять где то, куда-то ездить, потому что я знаю, что придется с кем то общаться. Но я не то что боюсь этого, мне просто лень начать с кем-то говорить, мне даже не охота отвечать на звонки, когда мне звонят, поэтому у меня всегда выключен телефон. Старые знакомые говорят, что я как будто умерла, серая стала, закрытая от всех. При этом я всегда стараюсь выглядеть красиво, у меня нет апатии. У меня есть цели, в планах переехать в другую страну, учиться там. Но я совершенно не хочу общаться с людьми, делаю это через силу. Я общаюсь с людьми только по нужде, что-то спросить, что-то выяснить. Я стала очень раздражительная и злая. Меня злит, когда кто-то громко разговаривает или смеется. Меня злит, когда кто-то рассказывает шутки (кстати, меня вообще ничего не смешит, я думаю боже что за бред ты несешь, замолчи уже). И внутри меня постоянно ведется этот диалог, когда кто-то начинает со мной общаться, внутри я говорю себе "я не хочу с тобой общаться, отстань, уйди, зачем ты вообще ко мне подходишь", очень часто когда кто-то спрашивает у меня "как дела", голос внутри меня говорит "зачем ты это спрашиваешь, тебе же не интересно, какая разница тебе как у меня дела, зачем ты это спрашиваешь". Мне кажется, что все люди какие-то глупые, их поведение мне кажется каким то искусственным, и это меня злит. Еще меня злит, когда кто-то пытается проникнуть в мое личное пространство. Сейчас мне с этим нормально живется, но я понимаю, что это странное поведение. И вижу, что люди тоже так считают. При том у меня нет любимого человека, и думаю, если так будет продолжаться, то и не будет никогда, потому что я даже на контакт не хочу идти ни с кем.
Пожалуйста, помогите определить что это? Не могу от этого избавится и чем дальше тем хуже.
Это началось после того, как я развелась с мужем. Причем это я его довела до того состояния, что он ушел от меня. Специально это сделала, потому что не смогла принять на себя вину, не смогла сама сказать ему. Еще ко мне плохо относились в школе, но вроде я с этим справилась сама, потому что с самооценкой у меня все хорошо. Я бы даже сказала очень хорошо, потому что я считаю себя лучше других. Я никогда ничего не рассказываю о своей жизни родителям, так как считаю, что они не должны вмешиваться в мою жизнь и вносить свои поправки. Это моя жизнь, и я хочу сама в ней командовать. Я очень люблю свою младшую сестренку, и когда она уехала в другую страну, мне стало очень грустно, как будто меня все бросили. Я не знаю связаны ли эти вещи с тем, что со мной происходит, но больше ничего примечательного в моей жизни не происходило.
Автор вопроса: Надежда Возраст: 23

На вопрос отвечает психолог .
Здравствуйте Надежда!
Да, интересная ситуация, Вам вроде как все равно, что думают другие, и комфортно жить, не общаясь ни с кем, но тем не менее Вы пишите сюда и просите о помощи…
Тогда в чем-то Вы ошибаетесь. Ну прежде всего ошибаетесь в своей самооценке, т.к. завышенная самооценка («считаю себя лучше других») – это обратная сторона заниженной, просто другая крайность. Это своеобразная защита, чтобы быть неуязвимой во всех отношениях, чтобы никто больше не обидел и не ранил Вас. А значит была какая-то травмирующая ситуация, которая побудила выстроить свой пьедестал, с которого Вы сейчас смотрите на других людей.
Возможно эта обида или травма и послужила толчком к выбору такого образа жизни. Но тогда это был выбор, а сейчас Вы уже стали заложницей созданного образа. Вы может быть и пообщались с кем-то, и возможно даже закрутили роман, но как-то привыкли и уверили себя в том, что Вам и одной хорошо. Знаете, если бы человек (а тем более женщина) был бы создан для одиночества, то скорее всего мы бы попадали на другую планету, безлюдную и совсем для других уроков в жизни. Ведь не зря мы ежедневно сталкиваемся с необходимостью общения и контакта с другими людьми?! Значит нам необходим этот опыт и бессмысленно избегать его и убеждать себя в том, что это не для Вас.
Да, в период депрессии, личностных переживаний хочется уединения, одиночества, для того чтобы иметь возможность пережить что-то слишком личное, болезненное, чтобы никто не мог в этот момент еще больше травмировать нашу душу. НО после заката всегда наступает рассвет и глупо было бы надевать черные очки и продолжать делать вид, что ночь продолжается, не так ли? Одно из важных заданий в жизни любого человека – это научиться принимать изменения в своей жизни, быть гибким, уметь подстраиваться, меняться, выходить из зоны своего комфорта для того, чтобы получать новый опыт, делать новые ошибки и выводы. И тогда пройдя, и усвоив свои уроки мы достигаем тех вершин, к которым стремились! Тогда мы получаем настоящую внутреннею свободу, а не иллюзию этого выбора, который Вы имеете на сегодняшний день.
Если бы Вы и вправду хотели одиночества, то шли бы в монастырь, отшельничать, поселились бы в лесу, в глухой деревне, чтобы минимизировать контакт с людьми. Вы же напротив, живете в обществе, ходите на работу, хотите переехать в другую страну, там тем более будете иметь необходимость общения я людьми. Вы как будто провоцируете окружающих на что-то. Как будто поступаете так, как когда-то поступали с Вами. Отыгрывая некие роли, которые возможно раньше Вам были не доступны. Вы думаете, что, вознося себя над другими и пусть даже мысленно считая всех глупыми, Вы становитесь мудрее и выше их? Что Вам это дает? Думаю, что Вы делаете это из страха, из страха самой ощутить подобное отношение к себе, когда Вас обесценят и не воспримут, когда Вы будете никем в глазах окружающих. Вот что Вам дает такая изоляция – защиту от Вашего страха. Возможно когда-то такая модель поведения была эффективна, но однозначно сейчас она себя изжила. Нет смысла быть рабыней одной роли. Невозможно оставаться равнодушной всю жизнь, иначе она не имеет смысла… Какой на сегодня у Вас смысл жизни? Какой Вы себя видите через 5-10лет? Какой мечтали видеть себя в детстве?
Возможно Вам казалось, что, создавая образ недоступной и закрытой девушки, вокруг Вас выстроится очередь желающих разгадывать Вашу загадку? Может быть на этапе знакомства Вы привлекаете внимание (учитывая, что Вы пишите, что стараетесь быть красивой, а это еще раз доказывает, что Вам не все равно общественное мнение!), но увидеть глубину и красоту Вашей личности невозможно через эту маску. Ведь Вы в чем-то правы, люди все играют роли, и когда мы общаемся, флиртуем, строим отношения, мы тоже пробуем себя в разных ролях! А что в этом плохого? Да, мы все стремимся себя приукрасить, но это вполне естественное желание, если оно уж слишком не оторвано от реальности. Ведь так все и в природе устроено: кактусы тоже умеют цвести, и у королевы цветов есть шипы, так и в людях есть и плохое, и хорошее. И вполне логично вначале демонстрировать свои хорошие качества, тем более, что над плохими принято работать в течении жизни и корректировать их. И часто именно другой человек становится стимулом для внутренних и внешних перемен.
Думаю, Вам стоит переоценить свои ценности в жизни, понять, чего Вы хотите и куда движетесь. Взглянуть на себя со стороны, Вы та сегодня, какой мечтали быть? Если нет, что нужно сделать, чтобы стать такой какой хотите быть? Какие ресурсы для этого нужны, возможно чья-то помощь может понадобиться? Пропишите все это. Так же не лишним будет достать те обиды на одноклассников, мужа и всех тех, кто когда-либо обидел Вас, и выписать им все на бумаге, так называемые терапевтические письма, когда Вы пишите тому, что Вас обидел, все что хотели сказать, но не могли, а потом сами себе напишите ответ от этого человека. И как показывает практика, Вы можете очень удивиться!
Еще важно простить своих родителей. Если Вы им ничего не рассказываете и считаете, что они не должны вмешиваться в Вашу жизнь, то это только от боли! Никогда ни один ребенок не откажется от поддержки, совета и родительского тепла добровольно! Его могут вынудить к этому сами же родители (своим неправильным поведением, от незнания, от своих травм и переживаний) и это всегда травматично для ребенка. Естественное желание детей – это близость с родителями. А на сегодня редкие семьи могут похвастаться теплом и глубиной родительско-детских отношений. Я не говорю о «маменькиных сыночках» и «папиных дочках». Я имею ввиду зрелые семейные отношения. Судя по тому, что Вы написали, Вы такого опыта общения с родителями не имеете, к тому же единственный близкий Вам человек сестра и та уехала, покинула Вас, что и усугубило Вашу замкнутость.
Я бы рекомендовала Вам постепенно, в комфортном для Вас ритме возвращаться к тому образу себя, кем Вы есть на самом деле. Вставать сутра и вдохновляться рассветом, почаще смотреть в небо, пить и кушать вкусную еду, осознавать, что Вы сами творите свою жизнь и никто кроме Вас не обязан добавлять в нее ярких красок. Каждый из нас свободен в своем выборе и если серый и черный вдруг стали Вам некомфортны, не бойтесь меняться и делать свою жизнь слаще и сочнее!
Я желаю Вам успехов на этом пути, терпения Вам и понимания! Верю в Вас и Ваши силы!