Как перестать думать о том, как подумают обо мне окружающие?

Вопрос психологу:
Добрый день! Меня зовут Алексей, мне 21 год. Хочу сразу охарактеризовать себя: я не считаю себя занудой или каким-то "ущербным" - извините за такое слово. Я вполне нормальный и обычный человек. Внешне красивый, по крайней мере мне так говорят, да и сам я не считаю обратное. В меру накаченный. То есть я не комплексую ничем, что касается моего тела. Меня все устраивает. Единственное, чем я точно не горжусь - интеллект. Я считаю, что я во многом не разбираюсь и я не удовлетворен этим. Сам по себе я человек наблюдательный, то есть, если проходит красивая девушка мимо парней, я конечно посмотрю на нее, но мне интересно как отреагируют парни, стоящие рядом. Также я часто вижу ситуации, не стану описывать какие, когда участники поступают так или иначе, а я, поскольку так получилось что стал их свидетелем, "анализирую" и понимаю, что я бы так не поступил. Беру на заметку. Одним словом - наблюдательность. Не знаю, может все такие.
В детстве в школе я учился на домашнем обучении с 8 до 14 лет, после чего я вернулся в школу, где-то в 9 класс и доучился с классом еще 3 года. Я, к сожалению, никогда не уделял должного внимания учебе, хотя в 1-м классе, до того как меня забрали в ДО, я учился на 5 и мне это нравилось. Но я говорю не про оценки, а про отношение. Вернувшись в 9-й класс меня, как и любой коллектив такого возраста, не приняли. У меня не было опыта общения и налаживания отношений. В результате 3 года я чувствовал себя ущербным, униженным и в школу ходил как в "ад спускался". На ДО я ушел из-за проблемы с ногой, а некоторые учителя относились ко мне так, как будто у меня проблемы с головой - это со слов матери, так я ей сказал как-то, когда пришел со школы, я этого не помню, как и многое другое связанное со школой. Мне хотелось встать посреди класса и сказать: "Ребята, за что вы так, я нормальный как и все вы, дайте мне шанс". Учителя боялись, что я не сдам ЕГЭ и предлагали сдать как все ребята на ДО. Я отказался. Я описал обстановку и отношение ко мне в школе. ЕГЭ я сдал получше, чем остальные и поступил в техникум. А через год сдал еще один ЕГЭ, чтобы поступить в ВУЗ на заочное отделение. Техникум я закончил, ВУЗ закончу через год.
В техникуме у меня появился шанс, поскольку меня там никто не знает. С первого дня у меня появились друзья. Пожалуй, о нем у меня лучшие воспоминания, точнее о друзьях, с которыми я общаюсь до сих пор. В ВУЗе у меня также есть друзья. Диплом я защитил на отлично, а руководитель отдельно отметил, что я был лучшим. Все это подняло мою самооценку гораздо выше, чем она была в школе. Я стал другим человеком. Но мне было неприятно вспоминать школьные времена, поэтому мой мозг стал все забывать, а вместе с ним и много приятного, что было не связано со школой.
Техникум закончен. Я устроился на работу, но не проработал и 2 дня - не понравилась. Далее я стал искать работу. Появился страх работать. Я стал зацикливаться на себе, думал как на меня смотрят, что я не так выгляжу. Если сегодня на меня посмотрят девушки - значит день удался, настроение хорошее, а если нет, то значит я чем-то не нравлюсь. Я боялся подойти спросить консультанта где находится товар. Дальше на мои плечи упал груз поиска работы, кем хочу быть, так как по специальности я работать не хотел. Я часто был в депрессии. Но в конце декабря, в один момент, после разговора со старшим братом, который как-то поставил мне мозги на место, встряхнул немного, я понял, что нужно просто идти и работать. В этот же день я так и сделал, при этом специально пошел туда, куда больше всего боялся - продавцом-консультантом. Работал я 3 месяца. Подружился с коллективом. Мне говорили, что с тем упорством с которым я работал, изучал материал, я бы, будучи не зная ничего когда устроился, стал бы лучшим через несколько месяцев. Я так не считал. Я думал что все так работают, но мне сказали, что это далеко не так. Каждый день при приходилось общаться с минимум 20-ю людьми. Я чувствовал, что все проблемы пропали, а то о чем я волновался когда-то - было ерундой. Я больше не думал что обо мне думают. Я чувствовал себя другим. А если девушки смотрели - я просто улыбался. Не смотрели - ну, что делать, не проблема. Так я во второй раз стал другим человеком.
Прошло полгода с момента когда я подписал документ на увольнение. На сегодняшний день я остаюсь тем же человеком, который ушел с работы. Я благодарю ее, что она мне много дала. Сейчас я не волнуюсь о работе, я занимаюсь своим проектом, от которого получаю доход. Работаю на себя. Несколько месяцев после работы я чувствовал себя счастливым, не из-за того что я не работаю, а из-за того что я другой человек. Я по-другому на все смотрю. Меня больше не интересует мнение других, и более того, я понимаю как это глупо - зависеть от мнения. Сегодня я также все это понимаю, ощущаю, могу с любым заговорить без боязни. Но также чувствую, что понемногу начинаю обращать внимание на чужое мнение. Мне стало до этого дело. Я всем удовлетворен. Почему же это происходит? Неужели без каждодневного преодоления себя, что приходилось делать в магазине, нельзя справиться? Проект мой за компьютером, поэтому единственное в чем я себя преодолеваю - это в лени. Может та травма школьного времени будет со мной всю жизнь, вне зависимости от времени? Мне иногда напоминают, что: я сдал ЕГЭ в школе лучше многих других, кто готовился с репетиторами, я учился и в техникуме, и в ВУЗе одновременно, и успешно закончил уже один; у меня КМС по шахматам; я смог самостоятельно во многом разобраться, чтобы зарабатывать над проектом; и многие другие мои достоинства на которые я, почему-то, не обращаю внимания. Я все равно позволяю оценивать себя по тому как на меня посмотрят или не посмотрят окружающие. Сейчас не так сильно как раньше, но постепенно это снова появляется. Подскажите, пожалуйста, как с этим быть и извините за столь длинный текст, мне кажется чем лучше и глубже изложишь проблему, тем лучше. Спасибо.
Автор вопроса: Алексей Возраст: 21

На вопрос отвечает психолог Васильева Юлия Владимировна.
Здравствуйте, Алексей!
Внимательно изучила ваше письмо и пришла к выводу, что вы человек умный, воспитанный, рассудительный, любознательный и целеустремленный. Почему вы считаете, что зависимы от мнения окружающих? Давайте разбираться вместе.
В каких случаях возникает зависимость от мнения окружающих?
Во-первых, когда человек в себе неуверен. Он стесняется своей внешности, стыдится своей душевной неразвитости, человек считает, что его не за что любить и обращать на него внимание. Неуверенность в себе возникает из-за недостатка любви, проявленной к ребенку в детстве, потому что это именно тот самый возраст, когда у человека формируется самооценка. Если он слышит и чувствует, как его любят, им восхищаются, радуются его успехам, то ребенок вырастет уверенным в себе человеком. И наоборот, когда ребенок долгое время находится в пренебрежении у близких и окружающих его людей, он начинает думать, что он ни настолько важен и нужен в этой жизни. Поэтому, повышенная потребность в оценки его личности со стороны окружающих его людей «создает» для него настроение и является сигналом к его восстребованности. Таким образом, формируется зависимость, которая изнуряет и опусташает человека, приводя его к депрессии и потери смысла жизни. Алексей, я думаю, что вы человек уверенный в себе и в своих способностях, вы не раз это доказывали себе и обществу. Значит этот пункт не про вас!
Во-вторых, причиной зависимости от окружающего мнения может быть зависть. Зависть толкает человека все время себя с кем-нибудь сравнивать. Из-за этого, человек все время недоволен собой и неудовлетворен жизнью. Чтобы быть лучше кого-то, он все время пытается «заслужить» какими-то поступками к себе любовь и выпросить себе похвалу или комплимент. Тогда на некоторое время человек может почувствовать себя чуть-чуть счастливым. Его жизнь превращается в борьбу за то, чтобы доказать другим, что он не хуже других. Алексей, это тоже не про вас.
Из-за неприятия вас со стороны одноклассников и учителей в школе вам пришлось «заявить» о себе, чтобы изменить мнение окружающих. Вы смогли доказать, что вы не хуже, а даже во много раз лучше своих одноклассников, которые пренебрегали общением с вами. Но это возрастные процессы, которые происходят со всеми, кто стремится стать личностью и вызывать к себе уважение. Я думаю, что это осталось в прошлом, вы этот этап успешно преодолели и двинулись дальше в своем развитии.
Потребность в оценки и мнении окружающих о себе не всегда нужно трактовать как недостаток. На самом деле, это здоровая потребность человека, которой нужно руководствоваться в рамках разумного. Например, похвала или критика может смотивировать человека к новым достижениям и успехам. Вопрос в том, как вы будете реагировать на них? Каждый человек хочет быть принят и востребован, он ожидает со стороны людей оценки его деятельности, чтобы понимать, что он живет с пользой для кого-то.
Алексей, я думаю, что у вас здоровая потребность во мнении окружающих и у вас нет никакой зависимости от нее. Почему вы все чаще стали об этом задумываться последнее время? Я думаю, потому что вы больше проводите времени в одиночестве, занимаясь своим проектом. Но в вас есть еще потребность быть среди людей, общаться с ними, потому что только таким образом вы раскрываете в себе свои внутренние ресурсы и развиваете в себе новые качества. Поэтому примите это к сведению, и почаще бывайте в общении с людьми таких же интересов, как и у вас.
Алексей, искренно желаю вам новых достижений и открытий!