Как начать жить после кризисного периода?

Вопрос психологу:
Здравствуйте! Когда мне исполнилось 40 я развелась с мужем и потеряла работу. Сейчас мы с дочкой (8 лет) живем одни. Семейная жизнь была тяжелой, порой невыносимой. Муж оказался непорядочным человеком, отвращение к нему с годами усиливалось, и наступил момент, когда я подала на развод. Может быть это надо было сделать сразу, когда я была еще беременной. Я была на 8 месяце, когда приехав домой, обнаружила присутствие чужой женщины и ее забытые вещи в ванной, которые он не успел спрятать. Тогда нужно было бежать, я сейчас это понимаю. Но я испугалась. Поддержки кроме него, на тот момент у меня не было. Конечно, он тогда говорил, что пустил друга со своей дамой. . . . и я это проглотила. . . Потом после рождения дочки, я видела, чувствовала, что он меня предает. . . но тогда у меня не было сил, я просто смирилась, опустила руки, я уже тогда знала, что это все, что я уйду. . . Я позволила уродовать себя 8 лет, унижать, обманывать. . Мы жили всегда скромно, он говорил, что с деньгами туго. Я и это терпела, мне не привыкать, мы с мамой всегда жили скромно, отец не принимал в моей жизни участия. Появились проблемы со здоровьем, физически бывший муж мне был противен, это было всегда. . мы даже не спали с ним в одной постели, я практически сразу стала спать отдельно, объясняя что его храп мне мешает заснуть и я не сплю ночами. . Развод я все-таки смогла оформить. Он угрожал, не давал нам с ребенком денег, запугивал, выгонял из квартиры. Но я ушла от него. Нам удалось остаться в квартире, это уже хорошо, я смогла подработать и закончила курсы ногтевого сервиса, чтобы со временем стать хорошим мастером и зарабатывать для своей маленькой семьи. У меня еще есть мама, которая теперь живет рядом и помогает мне с дочкой. У мамы онкология, но несколько лет назад ей сделали операцию и сейчас вроде все нормально. Мне хочется и ей помочь, пенсия у нее маленькая. Пока еще успехов нет, нужно нарабатывать опыт и клиентов. Я пошла работать в эконом парикмахерскую, проходимость небольшая, соответственно и заработок. . . Но я понимаю, что рано еще получать достойную оплату за свою работу. . . Казалось бы, я хотела прекратить ад, в котором мы с дочкой оказались. Бывало, что бывший муж приходил домой после очередного отсутствия и даже не здоровался с дочкой, проходил мимо комнаты где мы с ней спали к себе , на свое место)( заваливался спать и все. . Сейчас можно радоваться спокойствию, жить своей жизнью. . но я не могу. Мне плохо. После развода я узнала, что финансово у нас все годы было все ив порядке, а он заставил нас жить в ипотечной 1 комн. квартире, мы никогда никуда не ездили, я считала копейки, старалась скроить семейный бюджет, так чтобы хватило до следующей зарплаты. Он знал, что у дочки хроническое заболевание и не давал денег ( теперь я понимаю, старательно прятал, ей на дополнительное лечение и уход. . Понятно что это ничтожество, надо радоваться , что все закончилось. . Но мне плохо. Прошел год, я финансово еще очень несостоятельна, бывший на наших глазах покупает себе квартиры, делает дорогостоящие ремонты, смеется над нами, дочке переводит копеечные алименты. . Я понимаю, что нужно жить своей жизнью, я очень этого хочу. . Но у меня пока ничего не получается, жалко дочку, что не могу обеспечить ей хороший уровень жизни, хочется ее радовать, хочу чтобы ее здоровье не стало хуже из-за того, что я не могу ее сейчас обеспечить хорошие условия. . Меня не отпускает обида. Мне страшно , что у меня ничего не получится с новой профессией, все что я зарабатываю я по крупицам вкладываю в свою работу, в материал, пробую работать на дому. . . Все еще так зыбко . . . Первые месяцы работы было очень тяжело, я все делаю сама, подсказать особо некому в этой профессии я новичок Я понимаю, что все пройдет и наладится я надеюсь. Но почему мне так плохо, у меня нет сил, я все делаю через силу, сейчас надо искать дополнительный заработок, потому что не хватает денег, нужно растить дочь, а я не могу себя даже заставить взять телефон и обзвонить потенциальных работодателей, рассчитывать мне не на кого, я должна все делать и выкарабкиваться сама, но у меня плохо получается. . . как прийти в себя? как вернуться к себе той, прежней, до замужества? когда я выкарабкивалась, жила самостоятельно и у меня что-то получалось?. . .
Автор вопроса: Светлана Возраст: 40

На вопрос отвечает психолог Платонова Ольга Валерьевна.
Здравствуйте, Светлана!
Предлагаю Вам вспомнить время, когда все получалось. Что Вы тогда делали? Какие умения или Ваши личные качества помогали Вам достигать желаемых результатов? Полезно периодически вспомнить яркие, интересные моменты своей жизни. Возможно, Вы вспомните людей, которым Вы были симпатичны, интересны - это могут оказаться хорошие люди, хорошие связи сейчас. Возобновление дружеских отношений, налаживание личной жизни - тоже хороший вариант.
На данный момент перед Вами стоят четкие задачи и для их решения нужны силы, энергия, а сил, как я понимаю, нет, не хватает, потому что значительная часть ваших мыслей и энергии уходит на вспоминание и прокручивание прошлых отношениях с бывшим мужем. Обида, злость, страх, депрессия и т.п. - не лучшие попутчики в новых начинаниях. Отношения завершены Вами, так поставьте точку, направьте Ваш взгляд на себя, свою дочь, маму - Вашу новую жизнь. Ваш бывший муж, возможно, демонстрируя свой теперешний успех, стремиться к тому, чтобы Вы видели как у него все хорошо, чтобы Вы переживали, нервничали, тем самым теша его самолюбие. Зачем Вам это? Оставьте.
Прежде чем обеспечить хороший уровень жизни Вашим близким людям, нужно подумать о себе.
Бывшим отношениям стоит сказать, например: "Стоп. Хватит. Я не твоя добыча". Отчаяние, обида, страх не должны победить Вас: либо Вы победите их, либо они Вас.
Наши достижения подпитывают нас энергией, дают силы двигаться дальше - вспомните про свои достижения раньше, успехи, результаты сейчас, например: Вы разорвали отношения, которые долго Вас изматывали, у Вас осталась квартира, Вы прошли курсы ногтевого сервиса и начали работать, Вы знаете чего хотите.
Достигнуть значительных результатов можно лишь выйдя за пределы того, что умеешь, выйдя из зоны комфорта, сферы привычного. Порой мы получаем то, чего не имели, когда начинаем делать то, чего раньше не делали.
Подумайте, чего такого вы не делали, что сейчас может оказаться важным в достижении успехов?
Про работу и заработок.
Какой доход хотите получать?
Вы пишите: "я понимаю, что рано еще получать достойную оплату за свою работу..." - Почему? Сомневаетесь в себе? Что нужно, чтобы сомнение ушло? Знаете как работают Ваши коллеги с большим заработком? В чем разница: скорость работы, умение находить клиентов, заявлять о себе, предлагают больше видов услуг (вариативность всегда в плюсе), знают больше?
Владеете ли Вы информацией о максимально возможном заработке, сколько может получать хороший мастер? Что для этого нужно делать, знать?
Каким образом Вы можете ускорить процесс работы. С помощью чего можете улучшить сервис своей работы, общение с клиентами и их привлечение?
По вопросу привлечения клиентов, привлекайте своих знакомых. Оставляйте о себе рекламу, сделайте хорошие фото своих работ, создайте группу в соц.сетях. с информацией о Ваших услугах. Тренируйтесь, практикуйтесь вне работы и,
как только поймете, что процесс работы налажен, появилась уверенность - предлагайте свои услуги в более дорогих салонах. Уже сейчас можете узнавать требования, будьте в курсе о востребованности. Это важно для развития в любом деле.
Попробуйте найти то, что делают все мастера и, чего они не делают. То, чего не делают другие может стать вашей фишкой.
В какое бы новое дело Вы не вступили, оно потребует времени и раскачки. Чем интересней для Вас и более востребовано для других будет то, что Вы делаете, тем лучше.
Начните делать то, чего не делали, получать то, чего не получали, что хотите!