Я боюсь за своё будущее.

Вопрос психологу:
Здравствуйте, уважаемые психологи! Сначала я не знала, в какую категорию отнести свой вопрос, но решила, что он скорее относится к неуверенности, а не к смыслу жизни. Мне очень страшно думать о том, как дальше жить. Многие из знакомых моего возраста уже выходят замуж, а я понимаю, что не хочу этого, не хочу жить по шаблону. Я итак провела большую часть жизни, живя по сценарию своей мамы. Ведь даже сейчас я продолжаю учиться на юриста уже на магистратуре и хоть я и понимаю, что мне это не нравится, у меня нет другого выхода. Но каждый день, я задумываюсь над тем, что же будет дальше. У меня есть молодой человек и мне кажется, что впереди ничего интересного у меня не будет, лишь рутинная жизнь, семья, дети и нелюбимая работа. Я стала читать психологические книги, чтобы как-то разобраться в своей жизни, но каждый раз доходя до момента "какова ваша цель в жизни?", я понимаю, что совсем не понимаю себя и чего я хочу в жизни. Я боюсь к чему-то стремиться, точнее видимо боюсь трудностей или неудач, да и уже практически все за меня решено. Я уверенна, что скоро стану работать и все это опять по решению родителей, где и в каком городе. И самое ужасное, я не хочу такую жизнь, я хочу какой-то свободы. Да, возможно, плыть по течению не так уж плохо, но я больше не могу так. Больше всего не хочется семейной жизни сейчас, я ее побаиваюсь и избегаю разговоры на эту тему с парнем, да и психологически я не готова. Я хочу свободной жизни, не хочу, чтобы молодость ушла впустую. Постоянно возвращаюсь из института, завидую первокурсникам, хочу вернуться в студенческую жизнь, но понимаю, что впереди только серость. Я бы хотела заниматься любимым делом, понять свою цель в жизни, но пока я понимаю, что моя жизнь катится непонятно куда и от этого очень страшно. Я даже ни с кем не могу поговорить на эту тему. Не хочу никого обременять своей проблемой, поэтому и обращаюсь к вам. Мне очень нужен совет. У меня нет таких близких людей, которым я могла бы такое рассказать. Но я правда не знаю, что делать и что со мной не так. Может у меня кризис возраста? Но я правда не хочу больше жить так, как за меня решили. Но как это все остановить, я не вижу выхода. Я люблю свою жизнь, но понимаю, что она не должна быть такой пустой, она должна быть лучше. Не хватает мне смелости. Я всю жизнь подчиняюсь и во многих случаях не говорю "нет", даже когда мне это не нравится. Я так хочу снова почувствовать вкус к жизни, найти то, чем хочу заниматься, разобраться наконец во всем. Мне очень нужен ваш совет!
Автор вопроса: Света Возраст: 22

На вопрос отвечает психолог Кондаурова Ксения Вадимовна.
Здравствуйте, дорогая Светлана. Хорошо, что Вы осознали все это сейчас, а не, скажем, в 50 лет, когда вернуть себе свою настоящую жизнь уже очень тяжело. Вы же сейчас можете это сделать.
Вы плывете по течению и проживаете не свою жизнь только лишь по той причине, что не знаете, чего Вы хотите. Или же в глубине души Вы знаете, но боитесь этого хотеть, так как достижение этого чревато трудностями и препятствиями.
Света, вопрос в том, насколько для Вас терпимо жить той жизнью, которой Вы живете. Пока страх начинать что-то новое по интенсивности превышает дискомфорт от Вашего настоящего, Вы ничего менять не будете. Проблема в том, что терпимо Вам может быть до конца Ваших дней. Плохо, да, но не настолько плохо, чтобы это нельзя было выносить. Поэтому либо дискомфорт должен усилиться, либо страх уменьшиться.
Вам нужно начать с того, чтобы понять, кто Вы, какой Вы человек и в чем Ваши сильные стороны. Вы не хотите быть юристом и не хотите заводить семью (да и не обязаны этого хотеть в 22 года; как Вы можете отвечать за жизни других людей, если Вы и со своей жизнью еще не до конца разобрались), отлично. А теперь решите, чего Вы хотите. Выяснить это можно только опытным путем. Думайте обо всех занятиях, которые есть на свете и начните практиковать те, которые Вас больше всего привлекают. Это будет питать Вас, давать энергию и уверенность в себе. Это могут быть танцы на пилоне, вышивание, прыжки с парашюта, йога, чтение, рисование или Бог знает, что еще. Пробуйте, ищите. Только так Вы можете понять, что по-настоящему Ваше.
Светлана, Ваша жизнь так и будет катиться непонятно куда, пока Вы сами не зададите нужный курс. Вы уже почти смирились с перспективой работать на нелюбимой работе. Тут возникают два вопроса: действительно ли в Вашей работе нет ничего хорошего и она ничем Вас не привлекает, или же все-таки Вы можете найти в ней какой-то СВОЙ смысл? и если этого смысла все-таки нет, то неужели ничего нельзя изменить? Вам только 22. Некоторые люди в этом возрасте только начинают получать высшее образование. Если Вам так не нравится юриспруденция, найдите то, что нравится. Можете пойти на платную консультацию по профориентации для взрослых, можете попроходить профориентационные методики в интернете самостоятельно. Возможно, они не помогут Вам понять, что представляет из себя работа Вашей мечты, но они помогут начать мыслить в правильном направлении. А дальше ищите сами. Узнавайте себя. Свои потребности, желания, мечты, тайные фантазии. Если бы Вы могли получить в этом мире абсолютно все, то что бы Вы хотели получить? Разрешите себе мечтать, Света.
Конечно, начать жить истинно своей жизнью страшно. Ведь ничего катастрофичного нет в том, что ты не справляешься с работой, которая тебе особо не важна. А вот если эта работа или занятие - смысл твоего существование, дело совсем другое. Тогда любой провал подобен концу света. Но провалы случаются. И проколы случаются. И ошибки тоже. А еще бывает, что не все получается идеально и лучше всех с первого раза. Но только Вам решать, как относится к этим событиям: как к Апокалипсису или как к ошибке, исправив которую Вы станете лучше.
Света, истинное удовлетворение нам приносят те занятия, которые раскрывают те наши черты, которые мы сами считаем значимыми. Вот, например, я считаю, что одно из моих лучших качеств - это способность понимать людей и сопереживать им. Соответственно психологические консультации и помощь людям приносят мне огромную радость и наполняют смыслом мою жизнь. Поэтому я и пишу: ищите свои сильные стороны, то, что Вы сами в себе цените. а если Вы считаете, что таких сторон нет, работайте над своей самооценкой и ищите лучше, так как сильные стороны есть абсолютно у всех. Только не все о них знают. В связи со всем вышесказанным рекомендую Вам прочитать книгу "Новая позитивная психология" авт. Селигман.
Света, то, что Вы переживаете говорит о том, что Ваша душа тоскует, так как не живет своей жизнью. Чтобы выйти из этого состояния Вам (повторюсь) нужно либо найти какой-то позитивный смысл в вашем настоящем, либо найти свой путь. Конечно, если Вы начнете меняться и, как следствие, отстаивать себя, Ваше окружение будет недовольно. Ибо им гораздо удобнее было обходиться с безотказной Светой, которой легко управлять. Света, которая знает чего хочет и идет к своей цели, придется не по вкусу эгоцентричным людям. Но это ничего. Для всех хорошим ты не будешь. Да Вы и не обязаны соответствовать ничьим ожиданиям. Вы пришли в этот мир для того, чтобы прожить свою жизнь, а не для того, чтобы делать то, чего ждут от Вас другие. Вы имеете на это право!
В Вашей жизни (какой бы путь Вы не выбрали) будут ошибки и будут поражения. Этого не изменить и не избежать (разве что закрывшись в своей комнате от всего мира). Но это и есть жизнь. Поэтому относитесь к ним как к части жизни, а не как к ее концу. Успехов Вам, Светлана, у Вас все получится! если будут дополнительные вопросы, пишите. Всего доброго.