Неуверенность в полезности своих интересов, знаний и необходимости саморазвития. Опасение самовыражения.

Вопрос психологу:
Доброго времени суток. У меня такая проблема: помню, когда я начал увлекаться теми или иными вещами ещё в школьное время, мне моя мама говорила, что они мне не пригодятся, что для меня те или иные вещи будет трудно понять, хотя я понимал там большинство вещей без особого труда. Но так как я полагал, что моя мама знает лучше что мне нужно, то я решил с ней согласиться. Когда я начинал выражать те или иные мысли, до которых я докапывался самостоятельно, имея при этом своё собственное мнение относительно их, их не слушали, говорили, что люди меня засмеют, если такое где-нибудь ляпну. Сейчас живу с дядей - с мамой сейчас редко общаюсь. Отца не знаю. В этом году я поступил в вуз. Скажу, что поступил по желаемой специальности. На лекциях я могу сосредоточиться, могу вникнуть в то, что на них говорят, понимаю, что там умные вещи говорят, и о чём речь идёт, но в голове крутятся вопросы: а зачем мне эти знания нужны, если меня всё равно будут засмеивать, и их применение будет для меня бесполезно? Зачем мне, если я до чего-то докопался сам, высказывать своё собственное мнение по тем или иным вещам, пускай оно и отличается от принятого большинством, но я считаю его правильным? Меня даже не послушают и не дослушают до конца и, более того, попытаются перебить меня, заткнуть мне рот. Это меня приводит к деморализации. Так пускай не соглашаются со мной, но хотя бы выслушают и поймут. Я и в школе-то не был особо прилежным учеником из-за этого - по тем же причинам на уроках был невнимательным. Для меня без возможности самовыражения (выражения собственного мнения, творчества) нету стимула для саморазвития. И ещё, я почти не вижу смысла в тех или иных предметах, которые преподают уже в вузах, кроме как в прохождении "зачёта" и получении оценок. Я хочу знать, что эти предметы могут мне в жизни действительно пригодиться. Я отнюдь не отказываюсь от учёбы. Я просто хочу быть уверенным в том, что меня выслушают и то, чем я интересуюсь, чему нас учат, действительно пригодится в жизни. У меня вопрос к Вам: что мне делать? Как справиться с данной навязчивой неуверенностью и со своими сомнениями в полезности тех или иных знаний? Надеюсь в скором времени получить ответ.
Автор вопроса: Илья Возраст: 19

На вопрос отвечает психолог Богуцкая Олеся Анатольевна.
Илья, здравствуй!
Мы все выходим из детства с рюкзаком камней, которые бережно туда уложили родители (сознательно или неосознанно). Но прелесть взрослости и и взрослого сознания - возможность вытаскивать эти камни из рюкзака, рассматривать их уже со своей, взрослой, независимой позиции, и решать - нужен он тебе в твоей жизни или нет. Если камень полезен, ты видишь, что это не прихоть мамы испортить тебе жизнь, а шапку зимой и правда лучше одевать - тогда ты переосознаешь этот камень и он перестает быть грузом, и ты берешь его к себе уже как полезный опыт. А если камень после переосознания так и остается бесполезным и тяжелым куском камня - выбрасываешь. Попробуй это сделать со своими камнями, о которых ты писал тут.
Идем дальше. Если ты стремишься заиметь умное и оригинальное собственное мнение, чтобы кого-то поразить при случае своими способностями (опять же, отголосок неуверенности в себе и попытка через других людей и ситуации доказать маме, что ты чего-то таки стоишь...) - то это провальная идея. Какой бы блистательной не оказалась твоя идея, всегда найдется тот, кто тебя сожжет на костре (вспоминаем Джордано Бруно, Галилея, да и всю историю времен Инквизиции в целом). Если ты говоришь, чтобы найти одобрение людей - ты будешь обжигаться снова и снова. Разочаровываться, замыкаться и тд. Но есть другой вариант - иметь мнение для себя. Не кому-то что-то доказать, а просто самому понимать как правильно или как не правильно жить. И когда ты начнешь поступать по своему мнению, пусть оно идет миллионы раз вразрез со мнением всех остальных людей, и у тебя будут хорошие результаты - поверь мне, никто не посмеет тебя высмеять. Дела, поступки и их результаты говорят намного красноречивее любого оратора.
"Меня даже не послушают и не дослушают до конца и, более того, попытаются перебить меня, заткнуть мне рот. Это меня приводит к деморализации." Это оттого, что ты непрочно стоишь на ногах. И любое дуновение, в виде общественного мнения, способно тебя сбить с ног. Опять же, имей свое мнение не для кого-то, а только для себя. Тогда все станет по местам.
"Так пускай не соглашаются со мной, но хотя бы выслушают и поймут." Тебе предстоит еще узнать, что выслушивание и понимание - это та роскошь в жизни, которую имеют далеко не все люди. И многие за нее платят огромные деньги :) Психологам, в частности.
" И ещё, я почти не вижу смысла в тех или иных предметах, которые преподают уже в вузах, кроме как в прохождении "зачёта" и получении оценок. Я хочу знать, что эти предметы могут мне в жизни действительно пригодиться." Ты хочешь слишком многого. Это система. И это бесполезное в большинстве своем обучение. Так это работает, к сожалению. В жизни приходится делать ненужные, бесполезные, неинтересные вещи. Не хочешь - находи другой способ достигать своих желаний и стремлений. Но хотеть изменить то, что изменить ты не в силах (никто не уберет предметы, которые тебе кажутся бесполезными) - деструктивно для тебя же самого. Чревато стрессом и всем тем, что ты описал в своем сообщении.
Меняй свои взгляды! Вижу, ум у тебя живой и гибкий, ты справишься, найдешь свой путь.
Желаю тебе всего доброго!