Уже третий год после родов преследует депрессия и апатия.

Вопрос психологу:
Живу в каком-то депрессивном состоянии после родов. Дочке уже два с половиной, а я даже не чувствую радости жизни и материнства. Роды были преждевременными, дочка родилась семимесячной, совсем крохой. Отношения с мужем на тот момент были непонятные, до родов он был на меня обижен, хотя я не была виновата. Эта его холодность довела меня до истерики и спустя три дня - роды. Позже я была озлоблена на мужа, что он не поддерживал меня во время беременности. Из-за антибиотиков ребенок сильно страдал от коликов, мои первые 8 месяцев материнства как страшный сон. Я была как зомби. Потом колики прошли, начались другие проблемы. Я всегда поражалась спокойному поведению чужих детей и ухоженности других мам. Моя дочь все время плакала, капризничала. До двух лет не могла оставить ребенка играть наедине даже на пять минут. Сразу плачь. Туалет только с ней, о душе забыла. Муж работает вахтовым методом и два месяца на работе, один месяц дома. В остальное время или я одна с ребенком, или приезжает моя мама из другого города. Мама по какой-то причине не может смотреть ребенка. То есть, оставить маму с ребенком и слетать в ближайший магазин давалось с трудом. Тут еще нужно добавить, что я позволяла матери приехать к нам из чувства сострадания, она живет одна. Я понимаю, что ей общение нужно как воздух. Но находиться с ней долго тяжело. Она любит все контролировать и решать за всех. Собственно, мой характер сформировался под влиянием ее тоталитаризма. У нас хорошие отношения, но в душе я желаю побыть одна. После родов муж показал себя хорошим отцом и мужем. Отношения у нас наладились, но... Чувства радости жизни нет. Сейчас еще остро стоит денежный вопрос. На работу я не могу выйти, потому что ребенка не с кем оставить. Муж алименты выплачивает первой семье, это половина зарплаты. Оставшаяся половина делится пополам и нам с дочкой хватает денег только на еду. Я нервничаю, когда она закатывает истерику возле дорогой игрушки, или каждый раз просит вкусняшку типа киндера. С одной стороны, ничего страшного не происходит, но я все глубже погружаюсь в депрессию и апатию. Сейчас часто задумываюсь над суицидниками, начинаю их понимать и иногда представляю, как прыгаю с пятого этажа. Конечно, в реале я не смогу вот так просто бросить дочку и спрыгнуть. Эгоистично это. Но состояние депрессии пугает меня, я боюсь, что в состоянии аффекта, сделаю что-нибудь плохое. Как выйти из этого состояния? Может есть медитации или аффирмации? Или другой метод?
Автор вопроса: Гульдар Возраст: 32

На вопрос отвечает психолог .
Здравствуйте Гульдар!
Появление ребенка в семье сопряжено не только с приятными хлопотами, но и новыми заботами, трудностями, которые необходимо решать в экстренном порядке. И было бы некорректно сказать, что рождение малыша – это сплошная радость и счастье. Это прежде всего новое состояние для женщины: во время беременности, окружающие проявляют заботу, повышенное внимание, с пониманием относятся к тому, что женщина чего-то не успевает, не хочет, не может и т.д. А с рождением ребенка это все резко прекращается. И большую часть времени Вы себе не принадлежите, особенно если были такие осложнения как в Вашем случае.
Но в жизни ничего не бывает случайно и, как говорится, каждому дано по его силам. Да, сейчас не самый простой период в Вашей жизни, но именно благодаря этим трудностям Вы закалились и стали сильнее, терпимее, если бы этого не произошло, Вы бы и не догадывались о том, сколько всего можете выдержать. Вы можете искренне гордиться собой, что Вы стараетесь как можете справляться с новыми испытаниями. Вот только не нужно сравнивать себя или своего ребенка с другими. Единственный человек с кем Вы себя можете сравнивать – это Вы сами. Наблюдайте за собой, отслеживайте свои мысли, переживания. Те депрессивные мысли, которые посещают Вас в последнее время свидетельствуют о том, что Вы не можете принять ситуацию и перестроиться. Конечно не одна мама не ожидает и не планирует того, чтоб ее ребенок родился преждевременно тяжело болел и т.п. Но это определенный урок маме о том, чтоб она не забывала, что теперь отвечает не только за себя, но и за малыша. Беременность длится достаточно долго, чтобы у женщины было время поразмыслить, настроиться и перестроится. Научиться расслабляться, контролировать свои эмоции, уметь настраивать себя на лучшее. А получается, что Вы сами себя не можете успокоить (истерики во время беременности), вот ребенок и плачет, негодует, потому что отражает Ваши эмоции прежде всего.
По-хорошему, свои отношения с мужем нужно налаживать до беременности, и беременность и рождение ребенка – это следующая ступень развития отношений в паре, т.е. для того, чтобы решиться на ребенка нужно быть уверенной в том, что этот мужчина надежный и любимый. Считается, что до 5 лет ребенок напрямую отражает эмоциональный фон мамы и родительской семьи. Поэтому те, у кого дети «спокойнее», возможно и сами спокойнее и в семье у них больше стабильности и гармонии. Но это все поправимо. Посмотрите на происходящее как на урок, Вы не поберегли себя, не позаботились о климате в своей семье (это вообще отдельная тема об отношениях мужа и жены, их обязанностях, задачах, потребностях) поэтому Вам пришлось прикладывать больше усилий, чтобы это все налаживать, справляться. Ситуация дана Вам для воспитания терпения и принятия в себе. Только приняв ситуацию, мы можем начать менять ее. Если же мы сопротивляемся (это проявляется в нашем раздражении, негодовании, зависти к другим, депрессии и т.п.), то мы лишь усугубляем ситуацию новыми подобными испытаниями. Поэтому прежде всего успокойтесь, все уже произошло, и Вы уже не можете вернуть малышку назад и переиграть все по-новому, поэтому примите, то что у Вас именно такой опыт и он Вам для чего-то нужен.
Вы совершенно правы, есть и аффирмации, медитации, настрои, которые важно слушать и проговаривать ежедневно. И здесь тоже есть свои тонкости и правила. Аффирмации Вы можете составить сами, либо скачать в интернете много есть вариантов (у Луизы Хей, Уэйна Дайера и др.). Выбирайте те, которые Вам откликаются, те, которые не затрагивают Вашу душу – не Ваши. Попробуйте сами составить для себя аффирмации, для этого важно учитывать следующие правила:
1. Аффирмация должна быть позитивным утверждением, без частицы «не» (например, Вы говорите себе: «Я здорова», а не «Я не болею»).
2. Любая аффирмация должна быть видима для Вашего мозга. Наш мозг мыслит не буквами и цифрами, а образами, поэтому все что Вы говорите, Вы должны видеть в своем воображении. Если Вы не можете увидеть свою цель, считайте, что ее не существует!
3. Подкрепляйте аффирмации чувствами и эмоциями. Те картинки, которые Вы будете представлять должны быть для Вас окрашены эмоционально. Важно не просто видеть себя, например, в дорогом платье, но и видеть себя в этом платье счастливой, радостной, с чувством собственного достоинства и т.д.
Что касается медитаций, то в интернете также много вариантов и с визуальным рядом, и аудио версий, слушайте, подбирайте себе те, которые Вам подходят. Но не забывайте, что только слушать медитации и проговаривать аффирмации недостаточно, важно подкреплять их поступками и мыслями в реальной жизни. Если же при каждой сложной ситуации Вы вновь будет по старинке думать о суициде, значит Вы не проникаетесь тем, что говорите, а делаете это машинально, для галочки. Вообще суицид – не решает проблем, это такая глупость прерывать свою жизнь из-за возникающих в ней проблем. Вы ж не бросали школу после очередной 2ки? А наша жизнь – это тоже школа, да, уроки в ней посложнее, но оно того стоит. Учитесь отвечать за свои поступки и учитесь быть благодарной тому, что имеете. Почитайте Джона Кехо, Джо Виталле, Луизу Хей, Уэйна Дайера, Нила Уолша у них есть чему поучиться!
С дочкой своей говорите, как можно больше, находите подходящие слова, объясняйте ей, как важно Вам пойти в тот же душ, как Вы хотите почитать книгу. Если Вы делаете это доброжелательно, без фальши, дети всегда откликаются на это. Дети всегда стремятся радовать своих родителей.
Возможно она не может поиграть одна потому что подсознательно чувствует, что Вы стремитесь уйти от нее, почитайте о важности детской привязанности. Вообще о том, как формируется детская психика, насколько постепенно дети учатся играть одни. Это очень индивидуально. А учитывая, что роды были преждевременные и ребенок не был готов так рано покинуть защищенную уютную утробу мамы, то подсознательно она будет сопротивляться сепарации, пусть даже на короткое время. Чаще говорите ей о том, как любите и дорожите ею. Благодарите ее, что она появилась в Вашей жизни. Не бойтесь сделать что-то не так. Ведь Вас никто не учил быть мамой. Это все приходит с опытом, все качества мамы проходят проверку, переосмысление. Точно так же, как и быть женой, женщиной – это тоже искусство, которому нужно учиться. Вобщем, все зависит от Вас, просто на сегодняшний день у Вас недостаточно информации, это все поправимо, интересуйтесь, читайте, практикуйте и все у Вас получится!
Верю в Вас и Ваши силы!