Сапожник без сапог. Я психолог, но не умею применять свои знания на практике.

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Я часто называю себя "сапожник без сапог". Дело в том, что я сама психолог. Увлеклась психологией в 9 классе, после 11 поступить в университет сразу не смогла, поступила в колледж на специальность "учитель начальных классов с дополнительной подготовкой в области психологии", а университет закончила позже заочно. Специальность "специальный психолог". Работаю я в школе уже в общей сложности 11 лет. За это время поменяла три школы уже, но не поменялась сама. Много чего в рамках школы пробовала и учителем начальных классов работала, и учителем-предметником, и школьным психологом по совместительству. За это время два раза ходила в декретный отпуск. Все время такое чувство, что я распыляюсь, занимаюсь то одним то другим, и ничего не делаю хорошо. Ни своих детей у меня воспитывать не получается, ни чужих. Часто думаю что нахожусь я не на своем месте. Многие говорят мне "ты хороший психолог", но я вижу что это не так. Да я могу выслушать и помочь найти выход, но только на уровне "подружки". Как профессионал, я слишком поверхностно сужу, не умею задавать вопросы, не умею смотреть в корень. Учитель тоже из меня получился не самый хороший. Не умею наладить дисциплину в классе, постоянно шумно на уроках, в следствие этого и уровень обучения невысокий. Сейчас у меня первый класс, чувствую большую ответственность и понимаю что зря взялась за это дело, я не люблю детей, скорее наоборот, часто раздражаюсь. Класс хороший набрался, более половины сильных учеников, но очень боюсь что со мной они не достигнут тех успехов, каких могли бы с другим, более опытным учителем. Плюс ребенок маленький, часто болеет, приходится уходить на больничный. По совместительству работаю в этой же школе психологом в старших классах. Эта работа мне нравится, но опять же сравнивая себя с другим психологом, которая сейчас работает на младшем и среднем звене - понимаю что на самом деле я лишь занимаю место, истинной помощи оказать я не могу. Могу проводить групповые занятия, диагностику, консультации, а в индивидуальной работе от меня толку мало. При этом не скажу что я мало знаю, просто не умею свои знания применять на практике. А практика уже не год и не два, пора бы научиться.
При этом и дома не чувствую поддержки. Муж никаких моих жалоб не принимает, не жалеет и не сочувствует, только обвиняет либо высмеивает меня. Собственные дети его слушаются, а меня нет. Часто срываюсь на крик.
Задумываюсь о том чтобы поменять место работы, но куда пойти даже не представляю. Жалко бросать то что есть, да и другого ничего я не умею.
Помогите разобраться, найти свое предназначение в жизни. Постоянно такое чувство, что я иду не туда. Приходится пробиваться через тернии, обдирая руки (и душу) в кровь, в то время, как где-то ведь существует МОЯ тропинка.
Автор вопроса: Надежда Возраст: 31

На вопрос отвечает психолог Росиенко Татьяна Евгеньевна.
Дорогая Надежда, читая ваше письмо, я сразу почувствовала, насколько вы сильно хотите найти себя. Ради этого вы полностью открываетесь, рассказываете так просто и искренне о себе и своей жизни. Это очень ценно. Я думаю, вы искренний и открытый человек. Возможно, ваша профессия помогла вам развить в себе эти важные качества.
Искренность, открытость - это очень хороший фундамент для саморазвития. Без этих качеств найти себя и свое призвание было бы очень трудно. Так что вам действительно есть чему радоваться за себя, даже если прямо сейчас кажется, что радоваться трудно.
Вы говорите, что подумываете сменить работу. Я не могу сказать, правильное это решение или нет. Могу только сказать, что на новую работу вы пойдете той же собой, какая вы есть сейчас. Простая смена места редко что-то меняет. Реально меняет ситуацию изменение внутреннего состояния.
Если вы сможете найти внутри себя гармонию и баланс там, где вы есть, тогда не важно, останетесь вы на этой работе или пойдете на другую - ваши гармония и баланс будут с вами.
Иногда нам кажется, что кто угодно "лучше нас". И мы даже с легкостью обнаруживаем рядом с собой тех, кто "лучше". Важно понять, что когда мы чувствуем себя "хуже", мы и правда начинаем плохо справляться с тем, к чему у нас, может быть, даже есть умения и способности.
То есть, мы можем начать как чудесный педагог и чудесный психолог, но, вдруг начав оглядываться по сторонам, мы позволяем неуверенности, сомнениям и прочему проникнуть в себя. И мы начинаем терять свою компетентность, терять способности и действительно начинаем делать вещи хуже.
Представьте себе двух музыкантов, которые играют в одном оркестре. Один - флейтист, второй - скрипач. Флейта первого играет так нежно, воздушно и паряще. Скрипач же покоряет слушателей своей экспрессивностью и страстью. И вдруг флейтисту приходит в голову: "Моя флейта совершенно лишена страстности, она блеклая и невыразительная..." А скрипач думает: "Моя скрипка совершенно лишена нежности и полета, она такая грубая..." И вот они оба начинают ошибаться, фальшивить, и музыка обоих теряет свою красоту. ПОЧЕМУ? Потому что, вместо того, чтобы быть собой и развивать свой собственный характер и талант, они стали сравнивать себя с другими - когда такое сравнение попросту невозможно!
Люди начинают казаться "лучше" или "хуже" друг друга, когда мы смотрим на них не как на уникальные неповторимые частицы Вселенной, а сравниваем как некие "образцы", которые можно измерить по стандартным шкалам.
Каждый из нас приходит в этот мир с уникальными способностями, но они не всегда видны с самого начала. Наша задача - разглядеть СВОИ СОБСТВЕННЫЕ способности и развить их. А не пытаться уподобиться другим, пусть даже самым замечательным, ярким, талантливым людям.
Бывает, что самые знаменитые, талантливые, общепризнанные люди на самом деле думают про себя: вон такой-то или такая-то играет, поет, рисует намного лучше меня, какая же я бездарность...
***
Однако мало просто сказать себе: я - уникальна, и потому хороша сама по себе, и потому мне не надо ни с кем себя сравнивать. Простого "говорения" этого себе недостаточно. Нам надо реально отыскать в себе то, что уникально. Свою целостность. Свою полноценность. Свою самодостаточность.
Дорогая Надежда, пожалуйста, ПОВЕРЬТЕ, прямо сейчас внутри вас есть Та, что способна предложить миру уникальную, ни на кого не похожую компетентность, способность, умения, любовь, заботу. То, что вы способны предложить миру - это чисто ВАШЕ. Это не должно быть похоже ни на кого еще. Это не лучше и не хуже других, просто это - Ваше.
И никто другой не сможет предложить миру то, что есть у вас. То есть, другой педагог или другой психолог может быть блистательным, замечательным, неотразимым, и это - его или ее способ; а вам нужно найти себя, своё, свой путь и способ.
КАК НАЙТИ? Это хороший вопрос. Ответ и простой, и сложный одновременно. Я не рискну вам написать тут пошаговую инструкцию, потому что печатное слово не совсем пригодно для таких вещей. Здесь больше подходит живое общение.
Я могу посоветовать вам почитать книгу Экхарта Толле "Сила момента сейчас". Если книга вам понравится, и вы захотите применить то, что прочитали, на практике - я с радостью могу провести для вас 1-2 мастер-класса по скайпу, где покажу несколько простых упражнений, которые можно делать в любой момент своей жизни и снова и снова возвращать себя в покой и баланс.
Как именно это работает? Когда мы начинаем осознавать себя здесь и сейчас, то нам открывается путь к своей собственной целостности и удовлетворенности, которые не зависят от наших успехов, достижений и качеств.
А когда мы находим в себе прямо сейчас источник внутреннего удовлетворения, то из этого удовлетворения начинают рождаться наши НОВЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ - исполненные силы, уверенности, радости и пропитанные нашей неповторимой индивидуальностью.