Разочарование в жизни, проблемы с работой, учебой.

Вопрос психологу:
Здравствуйте!
Около шести лет назад переехала в столицу учиться на инженера, жила одна в большом незнакомом городе. Друзьями не обзавелась, так как была домашним ребенком и училась обходиться без мамы даже в самых простых вопросах (сходить в магазин, посетить врача, купить одежду). После окончания университета пришлось пойти на распределение (живу в РБ, тут обязательно после учебы нужно отработать два года на определенные компании). Жизнь начала налаживаться сначала, а через три месяца грянул кризис. Компания работает только на бумаге, сотрудники переведены на 0.1 ставки. + Не выплачены 4 заработных платы. С юридической стороны что-то выбить сложно, да и коллектив не хочет действий. Все ждут.
Все это привело меня просто в катастрофическое положение. У меня нет трудовой на руках, я не могу найти работу. Больше года я безуспешно пытаюсь переквалифицироваться, научиться чему-то другому. Сидела днями, пыталась освоить довольно распространенную профессию тестировщика (сама занималась больше научными исследованиями, такие специалисты нужны, но только с большим опытом работы и багажом знаний). Но опять же, без трудовой оказалось, я никому не нужна. Пыталась устроиться на более простые профессии, где не нужны специфические знания: официант, продавец. Везде просят трудовую, всегда на собеседовании косо смотрят. В итоге, никто мне не перезванивает. Живу случайными заработками (нелегально фасую продукцию иногда, раскладываю товары, ношу коробки). Но это настолько редкий заработок, что хватает на еду, снять комнату. Вернуться к родителям в город не вариант (город очень маленький, там еще сложнее найти работу).
Пол года назад обратилась к психотерапевту по совету знакомой, так как перестала хорошо спать, стала избегать людей. Просто лежала и смотрела в потолок. Мне сказали, что у меня депрессия и выписали антидепрессант, стало легче. Начала пытаться как-то выбраться, что-то читала, учила. Делала тестовые задания. Но теперь все просто валится из рук. Я чувствую, что передо мной стена, что я дальше не могу что-то сделать. Что я не доведу ничего до конца. У меня и раньше так было: учила несколько языков, знаю программирование, но все на среднем уровне, для себя. В какой-то момент появлялась та самая стена, за которую невозможно пройти (перестаю понимать что-то, все сразу перестает получатся, никакой отдачи).
К психотерапевту я стесняюсь идти опять. Мне стыдно, что я опять ничего не добилась. Я просто в отчаянии. У меня есть небольшие накопления (продала некоторые вещи). Стыдно писать дальше, но я хочу кому-то это сказать. Хочется уехать в другую страну и там просто пропасть. Пусть у родителей будет надежда, что у меня все хорошо, что я справилась.
Надеюсь, что вы мне ответите.
Автор вопроса: Juliajul Возраст: 24

На вопрос отвечает психолог Гнатюк Людмила Юрьевна.
Здравствуйте Юлия!
Есть хорошая новость – все проблемы в жизни решаемы! Но бегство – это не решение проблем, так можно до конца жизни бегать и прятаться (это конечно тоже вариант, но вряд ли самый успешный), а можно просто посмотреть в лицо фактам, принять свои ошибки, откорректировать курс и идти дальше. В Вашей жизни случились такие ситуации для какой-то цели. Возможно у Вас есть варианты, для чего Вам нужно это все пережить? Мое предположение простое – для того, чтобы повзрослеть. Когда человек взрослеет? Тогда, когда берет ответственность за свои поступки/слова/действия/мысли. Но для того, чтобы это сделать, нужно осознать свои чувства, свои эмоции и переживания.
Вы пишите, что Вам стыдно… перед кем стыдно? Каждая эмоция, которую Вы испытываете непременно связана с кем-то. Стыдно перед родителями? Но поверьте это не первая Ваша ошибка в жизни, наверняка за 24 года Вы не раз ошибались, но уверена, что родители всегда находили силы и прощали, понимали, принимали Вас, а может быть даже помогали что-то исправить! Так что не переживайте, родители так устроены, что они всегда принимают своих детей, естественно они хотят лучшего для них, и поэтому пытаются поучать, опекать, тревожиться по поводу и без, но это все из любви и желания защитить, уберечь, помочь.
То, что Вам стыдно перед ними указывает скорее на страх быть не понятой, страх, что разочаруете. Но Вы – это Вы, это Ваша главная роль – быть собой. И Ваша миссия в жизни состоит не в том, чтобы оправдывать чьи-то ожидания, а в том, чтобы понять, чего хотите именно Вы, что Вам приносит радость и удовольствие? Какая деятельность наполняет Вас и делает счастливой? И только тогда, когда Вы поймете, что это и сможете уделять этому время, тогда Вы сами станете счастливой и гармоничной и вокруг Вас начнет меняться жизнь. И все сегодняшние события и происходят для того, чтобы Вы искали, раз не сложилось с предыдущей работой, значит она не ваша! Радуйтесь, что не потратили на это еще 2 года!
Вам нужно решить, как забрать трудовую книжку, если сами не знаете обратитесь за помощью в соответствующие органы (к сожалению, не знаю Вашего законодательства, возможно в Центре занятости Вам могут помочь или в пенсионном фонде по месту жительства (раз Вы официально были оформлены, то должны были идти отчисления в ПФ и там могут сделать справку, подтверждающую это)), или даже в свой ВУЗ, из которого Вас распределили в ту компанию. Если Вы не знаете, как это решить, Ваша задача найти тех людей, которые могут в этом помочь, это не так сложно, как минимум, Вы всегда можете обратиться к юристу в социальной службе (это вариант поведения зрелого Взрослого, Ребенок будет сидеть и обижаться, не зная, что ему предпринять и ждать, когда волшебник (мама и папа) решит его проблемы).
Возможно это займет какое-то время, на досуге подумайте, чем бы хотели заниматься, если не можете определиться, тогда нужно пробовать все, что откликается до тех пор, пока не найдете свое. Не ставьте себе ограничения в виде необходимого опыта. Это ловушка, в которую попадают многие, Вам важно знать и понимать для чего и чем хотите заниматься, тогда Вы сможете быть убедительной для работодателя даже без опыта. И если придется начать со стажировки или меньшей ЗП, но в любимом деле, то это лишь ступень для Вашей цели, не бойтесь этого. А вот идти на «что-то попроще» и переделывать себя под рынок это не вариант, так можно далеко уйти и заблудиться.
Вы на кого учились? Для чего учились? Осознанно выбрали профессию? Если да – следуйте по этому пути, если нет, и учились для мамы с папой или потому что престижно или наоборот доступно, тогда нужно искать то, что хотелось Вам, вспомните, во что в детстве играли, чем могли часами заниматься? И подумайте, как это совместить с профессией.
Та стена, о которой Вы пишите находится у Вас в голове, это Ваши страхи Вас тормозят, мол, «не лезь, это не посильно, очень тяжело, зачем тебе неудачи». В психологии есть такое понятие, как мотивация. Она бывает ориентирована на достижение успеха, а бывает – на избегание неудач, разница в фокусе восприятия. Если человек ориентирован на свою цель, тогда он воспринимает трудности, как препятствия, которые нужно обойти, и ищет решение. А человек, который во всех испытаниях видит только крах и разочарование, будет по жизни стоять на месте, потому что страшно будет идти в любую сторону, потому что куда-ни глянь – одни ужасы мерещатся! Вот и выбирайте стоять на месте и бояться или спотыкаться, но идти, двигаться в своем желаемом направлении.
Поймите любой из нас совершает ошибки, сбивается с пути, но только лишь для того, чтобы что-о переоценить, убедиться и подтвердить свой выбор или наоборот, разочароваться и искать что-то другое. Вам дан шанс очень быстро повзрослеть и решить те трудности, с которыми Вы столкнулись. но если Вы будете лежать на диване и ничего не делать, то Вы так ничего не решите. А психотерапевты для того и нужны, чтобы помогать людям, а не судить и оценивать их по заслугам (это уже Божественные задачи, люди не в праве судить друг о друге). Поэтому если Ваш терапевт будет оценивать, тогда просто найдите другого, более мудрого, но скорее всего это лишь Ваша фантазия и ожидание, что Вас будут оценивать родители /терапевт и т.д. в чем смысл этого? Вы хотите быть для всех хорошей? Зачем? Скорее всего, чтобы Вас любили/ценили/уважали, это похоже на страх одиночества. Когда я хочу заслужить внимание/уважение/любовь окружающих и тогда «меня не бросят, потому что я хорошая». Но это ложное представление, корни его в Вашем детстве (но это другая тема), и суть здесь в том, что Вы вынуждены заслуживать, а не жить и получать удовольствие. Но как я уже писала, до тех пор, пока Вы играете не свою роль, Вам никто не поверит, окружающие будут чувствовать, что Вы фальшивите и постоянно придираться к Вам, указывать на Ваши недостатки, а Вы в свою очередь еще больше будете бояться и укреплять свои страхи. Так что Выход прост – начните доверять себе, своим чувствам, проявляйте их, не бойтесь быть собой.
Верю в Вас и Ваши силы!
P.S.: Что касается родителей, то Вам достаточно их любить и уважать. И если Вы бы действительно их любили, то даже не подумали бы о том, чтобы «пропасть в другой стране», потому что от таких новостей их сердце может не выдержать. Поэтому полагаю, что Ваши отношения с родителями как минимум напряженные. Если Вы их так боитесь, то скорее всего и злитесь на них, а может даже ненавидите, хоть и не хотите себе в этом признаваться. Поэтому нужно попросить прощения у мамы и папы за эти чувства и мысли, только искренне, от сердца. Этот шаг освободит Вас от чувства вины, которое (как я предполагаю) гнетет Вас, станет легче и проще. Если захотите подробнее узнать, пишите обязательно отвечу. Поскольку Ваш вопрос заключается в другом, то этот пункт я написала от себя, опираясь на опыт своей практики, Вы имеете право не учитывать мои предположения. Желаю Вам всего наилучшего!