Неуверенность в себе, в своём мнении, нерешительность.

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Я не знаю, как мне жить.
Моя жизнь кажется мне очень сложной и непонятной. Мне тяжело контролировать себя. Просто всегда бабушке грублю, и почему-то такая моя реакция меня только расстраивает. Я все время нервная, все время неспокойная. Меня расстраивает то, что я не могу себя сдерживать, не могу не срываться. Я вообще не умею разговаривать с кем бы то ни было. Да и мне это не нужно. Я боюсь людей. Почти на любое высказывание бабушки я раздражаюсь. Мне это реально не сдержать и самой плохо после того, как я начинаю нервничать.
Мне 20 лет, в этом году исполнится 21. Я бросила учёбу, а точнее взяла академический отпуск. И сейчас я дома. Училась я в Питере, а жила до этого в маленькой деревне. И сейчас я снова в этой деревне.
Дело в том, что я не чувствую интереса к своей жизни. А если быть точнее, меня просто тошнит от моей жизни. И я не знаю, как мне измениться, чтобы почувствовать себя хорошо.
Последние полгода, что я провела в Питере, были просто ужасны. Сначала летом я не хотела уезжать из дома на учебу. Потом в сентябре я жутко себя чувствовала, а потом все только ухудшалось. И я перестала ходить на учёбу. Но не пошла сразу к психотерапевту, это я сделала лишь в декабре, когда с учебой было совсем плохо, начались зачёты, а у меня не было никаких сданных работ, и я вообще ничего не посещала. Дело в том, что однажды я посетила психотерапевта, и это одно посещение у меня отбило все желание обращаться к квалифицированному специалисту. Да и вообще я не знала, что говорить врачу, ведь я неразговорчивая.
Сейчас я уже 5 месяцев дома. Сначала я была счастлива, наконец-то ушла из универа, наконец-то покинула своих ненавистных родственников (я у них жила, пока училась в СПб). А теперь та же история - я хочу уехать подальше от ненавистного дома. У меня уже нет никаких нервов. Я нервничаю, когда пасу коров, потому что они убегают, ору на них, я вообще не могу сдерживать себя. А внутри просто ад, постоянная нервозность. А моим родителям просто плевать. Мою маму интересует только, помыла ли я полы и вытерла ли я пыль. А меня это достало, мне ничего не хочется делать. Мне очень плохо, а всем плевать. Если бы я сама могла принимать решения и жить своей жизнью, я бы свалила подальше от всех родственников. Будь у меня сейчас деньги, я бы уехала в Питер и устроилась на работу. А теперь я не знаю, как доживу эти 7 месяцев до отбытия в универ в этом адском доме. Когда я сказала родителям, что хочу уехать в Питер, они запротестовали. Я им сказала, что уеду и буду самостоятельно жить, устроюсь на работу, например, официанткой. На что папа мне сказал: " Щас, официанткой, уборщицей если". Меня так выбесило, что они ко мне так относятся, как будто не доверяют мне и совершенно не верят в меня. Но как мне жить, если они мне не дают принять хоть какое-то самостоятельное решение! А мама говорит, что я уеду в Питер и буду просто работать, а здесь, в деревне, я помогаю им. А вот это я вообще не поняла. Но здесь я больше не могу: у меня и сердце болит, и я очень нервничаю, часто плачу, но от слез легче немного. Я даже выразить все не могу, что чувствую, я просто ужасна, мыслительный процесс просто на нуле.
Никогда я сама за себя не думала, а теперь, когда захотела уехать по своему желанию, моего мнения почему-то никто не услышал. А мама мне ещё говорит, что у меня собственного мнения никогда не было. Ну конечно. Особенно когда все время затыкают моё мнение.
Например, я хотела жить в общаге, а меня туда не пустили. Родители мне сказали, что буду я жить у своей тети. А потом, когда мне нужна была прописка, мама сказала, что Я не сходила и не зарегистрировалась в общежитии. То есть во всем виновата Я. Хотя изначально я и хотела жить в общаге и не надо было бы нервы мотать мне из-за прописки.
Ещё один случай со мной произошёл в Питере. Я изрезала себе предплечья. У меня теперь все руки, то есть предплечья, в шрамах. В первый раз я порезала себя в конце первого семестра моей учёбы, тогда я вроде бы только подушечки пальцев порезала немного. Потом я вроде бы ещё раз резала себя, уже предплечья, наверное тоже в конце семестра первого. Но шрамов у меня не осталось. И когда я приехала домой на каникулы, никто ничего не заметил. Только один шрам у меня остался с того момента: на левом запястье, он был небольшим. Этот шрам заметил мой брат. Но он младше меня на 5 лет, так что ничего серьёзного он мне не сказал.
Потом я уехала снова на учёбу, начался второй семестр. В конце этого второго семестра я снова порезала себе руки, на этот раз сильно. И после этого у меня остались шрамы. Я порезала себя, потому что мне сложно было учиться, потому что мне сложно жить, я очень нелюдима, я странная, я не знаю, как вести себя среди людей, а люди все время реагируют на меня, как на странную девчонку. Я порезала себя, потому что мне был не мил свет, потому что я не хотела жить. Но вот глубоко все равно не резала, вены не вскрыла.
Я не помню точно всех подробностей своих порезов, потому что, наверно, стараюсь забыть это ужасное действо с моей стороны, ну или быть может моя память совсем плохая, или я слабоумная.
Эти шрамы и плюс академ отпуск делают меня сумасшедшей в глазах родителей. Они боятся мнения людей. А мне нужно к врачу - я хотела бы проверить своё сердце и ещё у меня на правой груди втянутый вовнутрь сосок, что может являться раком. Но они стесняются меня и поэтому я никуда не еду.
А вот если бы я поехала в Питер, я бы проверилась.
Я вообще не знаю теперь, как мне реагировать на вопросы врачей при осмотре. Однажды я ходила к терапевту и соврала ей, что это я упала на стёкла. Правда, это родители мне посоветовали врать. Но я ненавижу врать, потому что не умею. Да и зачем было врать, ведь если я сумасшедшая, то мне нужно лечиться, ну послала бы она меня к психиатру, ну и ладно. Вот только не знаю, что мне скажет психиатр и к чему это приведёт?
Мне кажется, что единственное, чего мне не хватает в жизни - это внутреннего спокойствия, уверенности в себе. Я не могу уживаться с людьми, не могу просить их о чем-либо, чувствую при этом свою никчемность. Я не умею льстить, но при этом неуверенна в себе и не имею стойкости убеждений, желаний. Я считаю, что я просто пустота, пустая трата ресурсов и времени, я не думаю, что из меня выйдет что-то полезное. Я даже не могу просто находиться среди людей, начинаю чувствовать себя совсем замухрышкой.
Сейчас мне гораздо легче, чем если бы я была в Питере у тети и училась бы, но, конечно, это не выход - отсиживаться под юбкой у мамы. Я только усложнилась себе ситуацию, ведь теперь, в январе мне придётся приехать в универ, а в феврале вступить в новую группу, с которой буду продолжать учиться. А для начала ещё придётся сдать экзамены, которые я не сдала полгода назад. И я не знаю, как мне выучить все это. У меня есть ответы по всем предметам почти, а я совсем не могу распределить время и засесть за вопросы к экзаменам, а ещё я не знаю, как вбить в себя так много информации, а особенно всякие классификации различные. Ведь их много очень, и между собой их трудно увязать, используя ассоциации.
Главные вопросы, на которые я надеюсь получить ответ: как мне стать уверенней с этой кашей в моей голове, как стать независимой от мнения окружающих, как перестать бояться людей, как взяться за ум и начать жить полной жизнью, как распределять время и как заучить много информации, как войти в новый коллектив, что мне говорить врачам, перед которыми необходимо раздеваться на приёме, о шрамах. Что мне говорить психиатру, если я к нему попаду? Что делать с раздражительностью и нервозностью, которая меня сопровождает? Наверное, главные из этих вопросов- о раздражительности и нервозности и о том, что говорить врачу, перед которым я стою раздетая и видны мои шрамы. Спасибо заранее за ответ.
Автор вопроса: Ирина Возраст: 20

На вопрос отвечает психолог Роман Николаевич.
Здравствуйте, Ирина.
Исходя из описанной Вами ситуации, мне кажется, что в действительности родители явно недооценивают Ваши способности и возможности. По всей видимости, у Вашей матери присутствует внешний локус контроля, поскольку во многих случившихся проблемах она выставляет виноватой Вас, нежели саму себя. И для нее более удобно, чтобы Вы всегда были «под рукой» и всячески помогали ей.
Любые поведенческие проблемы поддаются изменению, а именно, можно повысить уверенность и самооценку, научиться снимать лишнюю раздражительность и т. д. Но для этого Вам необходимо выполнять систематически определенные упражнения.
На мой взгляд, когда Вы говорите, что являетесь человеком нелюдимым, не умеете уживаться в коллективе и т. д., то Вы просто наговариваете на себя. Ведь что значит для Вас выражение «не могу находиться среди других людей»? Вы все-таки не можете или не хотите? Если не хотите, то это говорит скорее о том, что Вы просто интроверт, но если все-таки не можете, то значит Вам не достает некоторых навыков адаптивного поведения, которые опять же можно развить.
Исходя из прочитанного, я могу утверждать, что Вы достаточно психически здоровый человек. Однако, при этом оказались в сложной ситуации, которую необходимо менять.
Ответы на вопросы:
• Что говорить врачам? А ничего и не надо им говорить и объяснять, если они не спрашивают. Поскольку при необходимости, они сами Вас расспросят и, если это случится, ответьте честно, что так сложились жизненные обстоятельства, и Вам было психологически трудно в этот период.
• Что скажет психиатр? Это уже все зависит от самого психиатра. Некоторые врачи могут просто промолчать, некоторые могут спросить, поинтересоваться о причинах, которые привели к этому. А другие даже могут предложить помощь. Если врач компетентен, он вряд ли будет Вас осуждать за шрамы на руках. Поскольку должен понимать, что порезы – это скорее «крик о помощи» нежели попытка суицида, от того, что уже нет возможности терпеть ситуацию, в которой Вы оказались.
• Как перестать бояться людей? Для этого существует много техник, одной из которых является банальная разговорная практика. А именно, следует преодолевая свой страх, разговаривать и спрашивать, что-либо у малознакомых, либо для начала, хорошо знакомых людей, тем самым самостоятельно пробовать вести или же как минимум поддерживать беседу. Данная техника работает только через практику и через наработку собственного опыта. То есть, чем больше Вы будете учиться разговаривать с разными людьми, тем в большей степени научитесь с ними ладить.
Рекомендации:
1) Постарайтесь проанализировать причины отсутствия у Вас душевного спокойствия, причины нервозности, раздражительности.
2) Состояние, описанное Вами: «Я считаю, что я просто пустота, пустая трата ресурсов и времени, я не думаю, что из меня выйдет что-то полезное», - называется выученная беспомощность. Любой человек, если будет каждый день программировать себя такими мыслями, то в конечном счете он таким и станет. Ваша же задача, научиться каждый день запоминать положительные вещи, которые с Вами произошли. Причем самые важные и позитивные можно даже записывать, например, в «дневник успехов». И каждый день, утром, как только проснулись, говорить себе, что: «У меня сегодня хорошее настроение, хороший день и у меня обязательно все получиться». Только так, программируя себя, в действительности появятся положительные изменения в Вашей жизни.
3) Для лучшего запоминания информации по тому или иному предмету, старайтесь понять не только смысловую связь, но и составляйте как раз те самые таблицы и классификации. Именно благодаря им Вы можете «отделить зерна от плевел». То есть сделать так называемые «выжимки», которые четко отвечают на вопрос по билету и т. д. Не старайтесь все заучить, поскольку это невозможно и не всегда нужно. А выучите лишь основное, и только потом если появиться время, прочитайте что-то дополнительно.
4) Если говорить о раздражительности, то конечно, Вам необходимо научиться себя сдерживать, иначе Вы можете попортить отношения даже с людьми, которые никакого отношения к Вашим делам и проблемам не имеют, а просто «попали под горячую руку». Старайтесь направить свою энергию раздражительности в другое русло, например, в спорт, музыку или рисование и т. д.
5) Рекомендуется также пройти курс поведенческой психотерапии у психолога-психотерапевта. Данный курс должен быть направлен на формирование уверенности, навыков сдержанности, развития социального интеллекта и т. д.
Успехов.