Могу ли я измениться в своем возрасте и что мне делать?

Вопрос психологу:
Здравствуйте! Есть вещи, которые мне очень мешают в жизни. Это касается взаимоотношений с людьми. Начнем с того, что я очень замкнутый, с трудом иду на общение с человеком, необщительный, практически всегда молчу, закомплексованный человек. Комплексы у меня касаются моей внешности. Мне кажется, что не привлекательный и я себе не нравлюсь. Что касается общения, то я тяжело отвечаю на каверзные вопросы. Еще не могу постоять за себя. Если мне кто либо грубит, я не могу вообще никак ответить, и еще больше замыкаюсь в себе. Страдает моя самооценка, а вследствие заниженной самооценки, начинаю не любить себя, начинают вплывать мои комплексы. И вообще, что касается споров, и умения отстаивать свою точку зрения, то в этом вопросе я слаб. Я чувствую себя комфортно, когда нет никого вокруг, когда нахожусь один, но в то же время я себя чувствую очень одиноким. Я всегда вспоминаю свое детство, свои школьные годы, особенно начальные классы. Я был изгоем, меня часто обижали сверстники и насмехались надо мной, а я также как и сейчас не мог постоять за себя. Особенно вспоминается момент, когда пол-класса стояло передо мной, обсмеивало меня всяческим образом, пытались унизить, а я сидел и плакал. И эта картина очень глубоко отпечаталась в моей памяти. И до сих пор, когда я вспоминаю об этом моменте, мне становится больно и хочется плакать. Это было во 2 классе. Я был новичком. А к новичкам всегда не просто. Я очень добрый и доверчивый и человек, чего невозможно скрыть. И многие люди иногда злоупотребляют этими моими качествами. Короче, что мне делать? Могу ли я изменить себя, свой характер и возможно ли это в моем возрасте?
Автор вопроса: Илья Возраст: 28

На вопрос отвечает психолог Голодова Альмира Миралиевна.
Здравствуйте, Илья!
Отвечая на Ваш вопрос можете ли Вы изменить себя и возможно ли это в Вашем возрасте, утверждаю ДА! ДА! и еще раз ДА!
Вы видите себя очень добрым и доверчивым, замкнутым, необщительным, непривлекательным. К своей личности Вы относитесь пренебрежительно: кажетесь себе непривлекательным и сами себе не нравитесь. А значит все, что Вы делаете, не привлекает, прежде всего, Вашего внимания: Ваша точка зрения не убедительна для Вас самого; зачем стоять за себя, если Вы не любите себя.
Илья, Вы уже сделали движение вперед. У Вас возник вопрос "что делать?". Изменим вопрос на "КАК Сделать"?
Предлагаю посмотреть на Вашу нынешнюю ситуацию с помощью образов. Представьте, что Вы идете по лестнице. Что Вы видите впереди? Представьте себе образно!
Но Ваша лестница шаткая, без опоры, что-то мешает ей быть устойчивой. Если Вы посмотрите под ноги, то увидите прогнившие доски. Они не выдерживают внешнего давления, препятствует Вам подниматься дальше. Эти ступени олицетворяют Ваше прошлое и настоящее, которые сформировали Вашу жизненную позицию, Ваш характер и т.д.. Все время Ваша чрезмерная доброта и чрезвычайная доверчивость "закомплексовывают" Вас, не дают постоять за себя, Вы не можете обидеть других, держите свою точку зрения при себе. По сути, Вы ни с кем не общаетесь, Вы просто принимаете все, что Вам говорят.
Как быть? Чтобы подниматься только по целостным прочным ступеням, необходимо лестницу "починить". Для этого нужно с нее спуститься.
Вам нужны крепкие "столбы": (какие?) Например, уверенность и самостоятельность.
1. Далее "укрепляем" ступени. В Вашем детстве был особенный случай, который не дает Вам покоя. Вы пишите, что до сих пор Вам больно и хочется плакать от того, что произошло тогда. Вам придется осознать, что эту сильную боль Вы не пережили до конца.
Выполните задание. Что тогда для Вас было потеряно? Определите 3-4 пункта. Осмыслите, что это у Вас будет!
Необходимо навести порядок в прошлом, чтобы оно "отпустило" Вас ("осознаете и заменяете прогнившие ступени целыми крепкими"). Я думаю, что у Вас, Илья, есть и хорошие детские воспоминания. Пусть хорошие воспоминания будут рядом с Вами красивыми крупными динамичными картинками. А плохие воспоминания будут неподвижными, тусклыми и маленькими (как марки, например).
Выберите 2 дня в неделю, удобное Вам время, когда вы можете "погоревать". Всего 20 раз. Доставайте по 1 марке и в течение 20 минут старайтесь "погасить" ее. Когда Вы это сделали, поставьте на ней печать. Это будет всего лишь воспоминанием.
Представьте свое будущее с созданным образом в самом начале упражнения. Именно он и станет источником энергии.
2. Последующие ступени связаны с Вашим настоящим - принятие себя и развитие личностных качеств.
- Вы недовольны своей внешностью - занимайтесь спортом, носите то, что Вам нравится! Каждый день дарите себе комплименты! Ходите с прямой спиной! Сделайте все возможное, чтобы нравиться самому себе!
- Развивайте в себе качества приятного собеседника: расширяйте кругозор, читайте литературу, смотрите фильмы разных жанров, обменивайтесь мнениями и т.д.
- Потренируйтесь отвечать собеседнику в спокойном тоне, в дискуссии, при отказе и т.д., например, перед зеркалом. Обратите внимание на положение тела. Хвалите себя за преодоление препятствий: отстояли свое мнение, спокойно ответили на каверзные вопросы, не обратили внимания на то мнение людей, на которое раньше Вы реагировали болезненно и т.д..
- Больше общайтесь!
- Научитесь отказывать, если Вам это не по силам, не по душе!
Илья, Вы можете ИЗМЕНИТЬСЯ и подкорректировать черты характера! Помните: как Вы будете обращаться с самим собой, так и другие будут Вас воспринимать!