Помогите, пожалуйста, разобраться в причине моей раздражительности.

Вопрос психологу:
Здравствуйте, помогите, пожалуйста, советом! С детства росла очень закомплексованным, пугливым ребёнком, хотя проблем в семье не было, было очень даже счастливое детство. В школе друзей не было по причине того, что не умею воспринимать шутки или любую критику в свой адрес, очень вспыльчива, человек настроения, которое меняется очень часто. Сейчас уже на втором курсе, раскрылась более или менее, но с нынешним кругом общения стараюсь вести себя достаточно мило, но семья знает какой у меня трудный характер. Мама не упустит момента в чем-либо упрекнуть, постоянно критикует характер и любую работу, которую делаю. Папа ещё хуже, возможно, это делается во имя блага, но мне становится только хуже, чувствую себя менее уверенной и не понимаю, зачем живу, если никакого проку от меня нет. Мама очень радуется, если я с кем-то ссорюсь в группе, намекая на то, что она права, и что у меня ужасный характер. Даже если делаю все как надо, мило, то в семье уже закрепилось понятие о том, что у меня характер ужасный, поэтому изменений нет. Я сама по себе не очень общительна, типичный интроверт, люблю читать, но проблемы с характером очень огорчают, не могу себя перебороть, пытаюсь везде быть первой, очень часто бываю резкой, иногда агрессивной и прямолинейной, но сама по себе я отзывчива и наивна, просто не люблю сюсюкаться. Правда не могу себя перебороть, помогите, пожалуйста, как наладить со всеми отношения??
Автор вопроса: Диляра Возраст: 20

На вопрос отвечает психолог Унтерова Виктория Владимировна.
Уважаемая Диляра, здравствуйте! Вы говорите о том, что в детстве все было хорошо, что проблем в семье не было, но тут же описываете, как родители Вас критикуют.
Обычно, если родители склонны предъявлять к ребенку определенные требования, склонны к критике, то это проявляется независимо от того, какого возраста ребенок. Поэтому могу предположить, что упреки от мамы и папы Вы слышали и в детстве, возможно, они были не столь прямолинейные и частые как сейчас, но все же. Ведь комплексы (а Вы пишете, что были закомплексованной девочкой) не появляются просто так, по факту рождения. Они появляются под влиянием окружающих, и нередко их прививают самые близкие люди.
И сейчас у меня сложилось впечатление, что Вас больше беспокоит то, какой Вас воспринимают родители, нежели то, какая Вы есть на самом деле. Если это действительно так – поймите, что Вы имеете право выражать свои чувства, даже если это и не нравится другим людям, в том числе родителям.
Должно быть, тяжело выслушивать критику, когда рассказываете о каких-то эпизодах своей жизни маме и папе. Вы можете поговорить с ними о том, что благодарны им за все, но слышать постоянные упреки от них Вам тяжело и неприятно. Что вам очень нужна их поддержка. Если беседа не поможет – что ж, значит, ваши родители не знают как, не умеют вести себя иначе. Но это уже не ваша проблема.
Диляра, обязательно поддерживайте себя сами, хвалите себя, пусть даже за небольшие достижения. Это даст вам внутренние силы, уверенность в себе.
Если же Вы сами пришли к тому, что хотите стать менее вспыльчивой и резкой, то здесь поможет осознание своих эмоций, просчет возможных последствий ваших слов и поступков. А именно: когда Вы чувствуете, что злитесь на кого-то, готовы сорваться – возьмите небольшую паузу, прежде чем что-то сказать или сделать. Скажите себе: «Стоп! Что я чувствую сейчас? Что я хочу сказать (сделать)? Что хорошего мне это даст?». И только после ответов на эти вопросы выбирайте линию своего поведения.
Еще можно выполнить упражнение: напишите качества, какими бы Вы хотели обладать, которые помогут Вам наладить отношения с окружающими. Затем подумайте и запишите, как Вы можете проявлять эти качества, какими поступками, фразами. Воплощайте это в жизнь регулярно, и это превратится в привычку, как в древней индийской мудрости: «Посеешь поступок — пожнешь привычку, посеешь привычку — пожнешь характер, посеешь характер — пожнешь судьбу».
С уважением,
Виктория.