Cильные тревоги, панические атаки, чувство нехватки воздуха.

Вопрос психологу:
Здравствуйте.
Мне 23 года. не замужем, детей нет.
После окончания университета уехала жить в другой город к любимому человеку. Искала работу очень долго, в итоге нашла и началась череда стрессов. Начальство там, мягко говоря, неадекватное, любит прикрикнуть, надавить.
На данный момент там работаю уже 8 месяцев, то что я там делаю мне очень нравится.
Но три месяца назад в общественном месте столкнулась с проблемой, что не могу глотать пищу. Ощущение кома в горле. Этот ком в горле по сей день. Я не могу питаться нормально дома, что уж говорить об общественных местах. После этого случая спустя месяц я стала плохо засыпать. Прямо перед сном захватывало дыхание на несколько секунд, потом отпускало. И так пока не усну. Засыпалось очень тяжело. Мне стало страшно ложиться спать. Одышки перед сном уже два месяца. Спустя еще месяц у меня стала проявляться одышка везде, на работе, дома. Был один случай с сильной панической атакой, дошло до полуобморочного состояния. Теперь, даже когда я дома, меня постоянно преследуют приступы, я не могу нормально дышать, жить, никакие таблетки не помогают.
В июле брала отпуск, съездила домой к родителям. С родителям отношения отличные. Там мне было легче, как-будто безопаснее, но одышка никуда не исчезла. Вернувшись в город где я работаю, моё состояние ухудшилось, хотя никаких стрессов не было на работе и нет уже два-три месяца.
Пытаюсь себя позитивно настраивать, не думать о плохом, но мне страшно. В глубине души я очень сильно боюсь, что с постоянной нехваткой воздуха я умру.
Терапевт сказала, что у меня ситуационный невроз, но точного диагноза не поставила. Посоветовала сходить к психотерапевту.
Как-то раз вызывала скорую, настолько сильно воздуха не хватало. Они сказали, что мои симптомы подходят к многим болезням, но именно в моем случае болезнь психологического характера.
Как справляться с такими атаками и нехваткой воздуха? (Пила афобазол, карвалол, грандаксин - не помогло). Лечится ли это? Или болезнь уже запущена, что требуется серьезная мед помощь?
Автор вопроса: Анастасия Возраст: 23

На вопрос отвечает психолог Гладкова Елена Николаевна.
Здравствуйте, Анастасия!
На сегодняшний день панические атаки одна из наиболее распространенных психологических проблем. Эта ситуация намного усложняет жизнь людей, которые сталкиваются с подобными проблемами. Причин возникновения ПА очень много и говорить конкретно о Вашем случае можно только подробно изучив Вашу личную историю развития и становления.
Однако, среди наиболее часто встречающихся причин, можно выделить следующие возможные:
- страхи и фобии, в том числе и экзистенциальные, связанные со страхом смерти или с боязнью жить полной жизнью;
- стрессы, обычно они являются запускающими моментами, а истоки все равно уже присутствуют;
- неуверенность в себе и своих силах, неспособность справиться с ситуацией, потеря контроля над ситуацией.
Можно выделять и более частные причины, однако почти все они так или иначе найдут отражение в перечисленных выше общих случаях.
Из приведенного можно сделать простой вывод, что ПА являются следствием потери контроля над своей жизнью или ее частичными этапами, связанными с самореализацией, самоощущениями, самопрезентацией в ней.
Приступы ПА и расстройства, связанные с трудностями в глотании затрудняют жизнь невозможностью обрести контроль над своим телом, созданием ощущения, что даже такие простые действия человеку не по силам, что уж говорить о каких-то сложных делах или новых проектах. Это заставляет человека зачастую отказываться от своих желаний и целей, которые кажутся для него теперь недостижимыми и далекими, движение к которым связано с физическим бессилием и потерей себя.
Особенно сложно справиться с тем, что не удается контролировать сами приступы и они могут застать человека в самых неподходящих местах или в самые ответственные моменты, что может в очередной раз послужить болезненным ударом по его личности как таковой.
Несмотря на кажущиеся затруднения и невозможность восстановить контроль над своим телом, проблема достаточно хорошо решается на сегодняшний день, причем не всегда медикаментозно, а больше за счет психотерапевтической проработки страхов и проблем, которые у человека накопились в его жизни и которым он ранее не придавал особого значения. Но бывает, что необходимо и совместное воздействие как со стороны медикаментов, так и психотерапии.
Рекомендую Вам обратиться для такой работы к психологу и ли психотерапевту. А пока несколько рекомендаций для возможности справиться с надвигающимся приступом и скорейшего восстановления контроля над дыханием и сердцебиением. Когда Вы ощущаете, что приступ уже близко, начните дышать по счету- на раз-два глубокий вдох, на три-четыре-пять-шесть медленный глубокий выдох. Старайтесь, чтобы Ваше внимание было сосредоточено на процессе дыхания и выдох был более длителен по времени и более контролируем. Еще старайтесь в процессе дыхания, которое желательно довести до автоматизма упражнениями в моменты, когда приступов нет, проводить арифметический счет вслух или в уме, как получится, но не по порядку, а в разброс. Например, начинаете – один, два, три и продолжаете уже бес всякой последовательности – девять, двадцать два, семь, двенадцать. Продолжайте это до тех пор, пока не почувствуете, что восстановили контроль над своими мыслями и своими чувствами. Этот метод хорошо работает, потому что в кризисной ситуации мозгу требуется бОльшая концентрация внимания на действиях, у которых нет определенной логики или последовательность которых непредсказуема, а это помогает отвлечению его от сигналов о страхе, которые подает тело во время панических атак.
Думаю, что у Вас сложились сразу несколько факторов, которые послужили причиной проявления подобных симптомов – это и переезд в другой город, непривычная атмосфера и обстановка в новом месте, стресс на работе, большая ответственность за себя, желание справиться со всеми этими сложностями лучшим образом. Не удивлюсь, если Вы раньше привыкли хорошо проявлять себя – хорошо учились, были достаточно активны и успешны, стремились быть лучшей во всем, за что брались. И поддержка родных Вам была в этом большим подспорьем. Некий перфекционизм, который связан с такими проявлениями себя и потеря поддержки могли послужить пусковым крючком к запуску такой проблемы. Но понимание своих причин такого поведения поможет Вам вернуть контроль в свою жизнь и вернуть уверенность, что Вы управляете своей жизнью и своим телом, а не оно диктует Вам, что можно, а чего следует избегать. Но для этого нужно понять тот язык, на котором оно с Вами разговаривает и почему не может достучаться до Вас другим способом. Здесь еще важно именно восстановление связи со своими чувствами и своими эмоциями, что сейчас, похоже, по каким-то причинам тоже нарушено.
Поскольку соматические (телесные) призывы психики о возможности устранить причины неудовлетворенности собой и своим положением очень быстро могут перерасти в хронические заболевания и зафиксироваться на уровне тела, рекомендую не откладывать посещение специалистов и найти возможности для работы над собой.
С уважением, Елена Гладкова