Жизнь после ампутации кисти у мужа. Не хочу с утра просыпаться.

Вопрос психологу:
Здравствуйте, меня зовут Кристина, я замужем и у меня есть дочка, которой всего 8 месяцев. Все у нас было прекрасно, пока 8 августа 2017 года с мужем на производстве не произошла травма - ампутация половины кисти, кроме большого пальца правой руки и ампутация большого пальца левой руки. По прошедшему расследованию установлено 0% вины моего мужа. Так как он не мог сам за собой ухаживать в больнице, а направили нас на лечение в другой город, где я ухаживала за ним 47 дней, а дочь была с бабушкой в городе. Чувство апатии у меня было еще там, то есть день сурка постоянный, плюс вдали от семьи и от дочки делало дни невыносимыми. И еще каждый день видеть боль своего мужа, учитывая, что ампутация была проведена в несколько этапов, сначала пальцы, потом кисть, потом палец на левой и завершающий этап пересадка кожи. Когда нас выписали домой, я плакала от счастья, но стало только хуже. На меня свалился такой груз и физический и моральный, что я просто не хочу с утра просыпаться, не хочу никуда идти, каждый день головная боль, и я просто реву, когда остаюсь одна и все спят. Этот постоянный ком в горле. Я плачу от обиды на тех, кто виноват в случившемся, я устаю делать всё: у меня как будто два ребенка, одень-раздень, завяжи-развяжи, нажми, возьми и т.п. И я начинаю срываться на муже, на малыше, потому что я УСТАЮ от этого и морально даже больше, чем физически. Я каждый день вижу, как муж что-то пытается сделать, у него не получается и он психует, швыряет вещи, потом идет и просит меня это сделать, он не чувствует себя опорой семьи и я не чувствую. Что-то сломалось, приходится выполнять мужскую работу или кого-нибудь просить. Плюс эта эстетическая сторона, когда все пялятся и муж не хочет никуда ходить. А я хочу все время плакать. Дома он постоянно сидит на диване и смотрит телевизор, говоря: "А что мне еще делать? Я ничего не могу". Помогите или я сойду с ума.
Автор вопроса: Кристина Возраст: 23

На вопрос отвечает психолог Платонова Ольга Валерьевна.
Кристина, здравствуйте.
В сложившейся нелегкой ситуации для Вас сейчас важно найти способы снять свое накопившееся напряжение, эмоциональная поддержка со стороны близких, знакомых - будет очень кстати! Как говорится во время инструкции на борту самолета: "в случае разгерметизации, сначала наденьте кислородную маску на себя, потом на ребенка". Позаботьтесь о себе! И, примите произошедшее, как есть. Если Вы чувствуете внутри себя неприятие/непринятие ситуации - это будет замечено Вашим мужем и отразится на его поведении (конечно, он переживает, испытывает неловкость, тревогу, гнев, чувство неполноценности, невосполнимости утраченного) - от этого и раздражается. Чтобы урегулировать положение в семье, начните с стабилизации Вашего эмоционального фона. Оптимизируйте домашние задачи: что можно сделать потом - отложите, что можно упростить - упростите, что можно не делать - не делайте, временно оставьте. Высвободите больше времени, не загружайте себя ненужными делами, сейчас это лишнее. В век технического прогресса, у нас больше технических возможностей для ведения быта, чем у наших мам, пап, бабушек и дедушек. У Вашего мужа пострадала кисть руки, если пострадала ведущая рука, теперь ему придется учиться писать другой рукой и делать, ранее не ведущей рукой, новую работу. Пострадала кисть, не вся рука, это, все же, не так тяжело, нежели в случае, когда у людей нет руки по локоть, плечо или обеих рук (тяжело всё, любое физическое повреждение, деформация, ампутация, но - случилось... - нужно адаптироваться). Чтобы лучше справиться с новыми навыками и нормализовать эмоционально-психологическое состояние Вашего мужа, я рекомендовала бы вам обратиться за помощью в службу психологической и социальной помощи. Такие программы есть, они представляют собой серии консультаций, тренингов, в том числе и профориентационных, что немаловажно. Если будет понимание и решение, как можно пережить травматический опыт, адаптироваться, избежать комплексы при нахождении в социуме, выработать новые навыки - будет легче и Вашему мужи, и Вам.
Как реагировать на случившееся?
Для начала, нужно понимать, что, есть две категории физических деформаций, нарушений организма: нарушение врожденное и приобретенное.
В случае врожденных патологий ситуация такова, что человек с самого рождения, с детства научается жить с тем, что есть, он не знает другого, здорового, полноценного положения и, в некотором роде, его эмоциональный фон - не так критичен, как в случае приобретенных травм.
В случае же, когда травма имеет приобретенный характер, у взрослого человека (раньше все было хорошо - и, вот, случилось): серьезные физические увечья, параличи, неизлечимые и необратимые болезни после ДТП, аварий и других причин, проходят определенные стадии принятия случившегося.
Первое, что происходит с человеком сразу после травмы - это отрицание случившегося, естественно, верить не хочется: "Как такое могло случиться, этого не могло быть". Но, факт очевиден, случилось то, что есть. Таким образом, нежелание принимать действительность, нагнетает страх и тревожность за будущее: "Как быть дальше, прежний образ жизни теперь не вернуть назад", "Что делать, как теперь жить"? - неопределенность, положение - "жертвы" обстоятельств. Из-за страха и тревоги за будущее, возникает гнев, злость и раздражение (на себя и на всё), что ничего не можешь теперь предсказать и делать, как раньше, - депрессия, отчаянье.
Самому человеку достаточно сложно разрешить имеющееся напряжение внутри себя: чувство неполноценности, комплекс, терзание, напряжение, злость и др. Во многом зависит от характера самого человека, от поддержки, принятия со стороны близких и - психологической помощи (так будет понятней - как быть дальше). Когда есть план действий, напряжение, оно снижается.