Я потеряла ребенка и мой любимый мужчина от меня ушел.

Вопрос психологу:
Здравствуйте! Возможно я не напишу сейчас чего-то необычного, но в моей жизни буквально за 3 недели перевернулось все. Дело в том, что 2 недели назад на сроке 27 недель по медицинским показаниям я потеряла свою доченьку, которую никогда не увижу. И в этот период времени от меня ушел человек, который я думала меня любит, от которого я ждала ребенка и в котором как ни в ком другом я нуждалась и нуждаюсь по сей день. Он не поддерживал меня и не был рядом со мной в этот самый ужасный период моей жизни. Я начинаю ловить себя на мысли, что я уже не живу, а просто выживаю. Меня ничего не интересует, друзей таких, чтоб настоящих нет, у всех свои дела, заботы да и я навязываться не хочу, омрачать другим жизнь своими проблемами. У меня конечно есть поддержка моих близких, самая наверное главная от моей мамы, которая была и видела все своими глазами, истерики, мое тяжелое состояние. Единственное, что сейчас хочу побыстрее выйти на работу и работать, работать, работать... Я хочу у вас попросить совета, потому как сама не знаю как выйти из этого состояния, которое с каждым днем все хуже и даже ловлю себя на мыслях о смерти, чему сама удивляюсь, т.к. человеком я считаю себя вменяемым, добрым и достаточно открытым к общению.
Автор вопроса: Ольга Возраст: 24

На вопрос отвечает психолог Алферова Маргарита Олеговна.
Уважаемая Ольга, добрый день!
Очень сочувствую Вашему горю. Каждый человек переживает горе по-разному. Как мне кажется достаточно много осталось за кадром Вашего описания ситуации.
Чтобы помочь необходимо намного больше информации, и она должна быть намного откровеннее. Понимаю, что это не для публичного обсуждения.
Попробую в своем ответе хотя бы общие советы дать. Очень хочу Вам помочь. Давайте сначала поговорим о потере ребенка.
При переживании горя возможен очень широкий спектр переживаний. Важно понимать, что Вы пережили очень сильное потрясение и быстро это может не пройти. Дайте себе время!!!
Вы осознаете, что понесли потерю. Не старайтесь форсировать свои чувства и подавлять их (например, убегая в работу, подавив Вы не справитесь, а только загоните боль внутрь, а это не есть хорошо, т.к. боль будет давать знать о себе в будущем).
Вам просто необходимо пережить все те эмоции, которые Вы чувствуете - отдайтесь им. Просто дайте себе время на это. Определите для себя это время - дни, месяцы, когда и сколько Вы будете горевать.
Да! Возможно Ваша жизнь теперь будет другой, и не будет именно сейчас такой, какой Вы ее рисовали себе, когда ждали ребенка. Это то, что необходимо принять.
После того, как выплачетесь, хотя бы эту самую острую боль проживете, то подумайте над тем как будете жить дальше. Это очень важно!
Переживая горе люди чаще всего проходят через несколько стадий горевания:
первая стадия - отрицание, Вам может казаться, что все происходящее нереально.
Вторая - переход от отрицания к злости. Вы можете искать виноватых. Иногда здесь еще начинают обвинять себя.
Третья - тогр. Часто кажется, что можно все переиначить, как-то изменить. Своеобразный торг с судьбой, спор.
Четвертая - это депрессия. Вот на этой стадии часто люди застревают, особенно если не обращаются за помощью или не позволяют себе пережить горе, загоняют эмоции внутрь.
Пятая, последняя стадия - это принятие!!! Это не значит, что Вы больше не будете испытывать печали, скорее это значит, что Вы достигли какого душевного равновесия и готовы жить дальше.
Определите для себя дорогая Ольга на какой стадии Вы.
Конечно же только Вы знаете насколько Вам тяжело и насколько тяжела потеря. Наврятли кто-то другой может точно это знать и чувствовать. Тем не менее не изолируйте себя от других, от друзей. Общайтесь с теми, кто знает про Вашу ситуацию. Очень хорошо, что мама Вас поддерживает. Общение с близкими, которые Вас любят может очень помочь. Вам важно с кем-то делиться, проговаривать все, что Вы чувствуете. Кому-то выплакиваться.
Подумайте, может быть Вам есть смысл найти группы, где люди переживают или пережили подобное.
Важно несмотря на горе помнить о себе! После того, как пройдет отведенное Вами время на полную отдачу горю, своим чувствам, эмоциям, Вам необходимо вспомнить о мире вокруг Вас и о самой себе. Занимайтесь домашними делами даже через силу, займитесь спортом. Пусть у Вас будет даже прописан распорядок дня. Следуйте ему. Это сильно может помочь. Это поможет Вам поверить в себя, в то, что Вы сможете справиться. Начните чаще гулять, особенно в парках, лесу.
Чтобы двигаться вперед необходимо продолжать жить своей жизнью. Когда Вы вернетесь на работу, то не отгораживайтесь от коллег и рабочей жизни.
В процессе переживания горя вполне естественно противиться движению вперед. Это нормально. Не ругайте себя. Вы не обязаны сразу все забыть и жить как будто ничего не случилось. Но тем не менее следует поискать то, что может принести Вам удовольствие, вызвать улыбку. Вспомните, что Вы всегда любили, что раньше приносило Вам удовольствие.
Ольга, Вы не написали, что произошло у Вас с молодым человеком и из-за чего все случилось. Как я понимаю мужем он не был.
Как я понимаю Вы очень тяжело переживаете разрыв с любимым. Вам необходимо дать выход всем своим эмоциям, даже злости, несмотря на то, что Вы добрая и возможно у Вас стоит запрет на проявление каких-то эмоций. Вы можете чувствовать гнев, печаль, также отрицание, чувство одиночества, страх, обиду. Дайте себе разрешение на любые чувства - главное осознавайте их, можете проговаривать, что Вы сейчас чувствуете. На это тоже нужно время. Можете написать письмо своему любимому, где опишите все свои эмоции, все свои обиды и то, что бы Вы хотели получить от него и не получили. Не обязательно отправлять это письмо.
Возможно было бы правильным убрать из Вашего поля зрения ВСЕ, что напоминает Вам о Вашем горе (в том числе и о молодом человеке). Натыкаясь на это Вы снова будете чувствовать боль – будьте к этому готовы – это нормально.
Постарайтесь все-таки начать думать о будущем!!! О светлом, красивом, очень хорошем будущем. Оно обязательно будет! Подумайте о своих приоритетах, вспомните, о чем очень давно мечтали. Может пришло время осуществить?! Сконцентрируйтесь на положительных сторонах своей жизни, в том числе и без молодого человека. Может и хорошо, что его уже нет. Ведь он не поддерживал Вас, как Вы сами писали. Может если бы он был рядом, то было и хуже – ведь он такой какой есть и наврятли изменится (люди редко кардинально меняются).
Найдите время и пропишите цели своей жизни!!! Будущей счастливой жизни! Чего Вы хотите достичь через месяц, полгода, год, пять лет. Какой хотите себя видеть в старости, в окружении каких людей.
Еще раз повторюсь общайтесь с друзьями, близкими. Иногда простой душевный разговор может очень сильно помочь! Уверена, что вокруг Вас есть люди, которые готовы подставить свое плечо.
Посвятите какое-то время тому, чтобы восстановить позитивное отношение к себе, повысьте свою самооценку. Упражнений для этого масса, в т.ч. и на этом сайте. Сочините положительные аффирмации и повторяйте их. Начните осваивать какой-то новый навык, начните изучать что-то новое. Это и мысли займет и самооценку поднимет. И, может быть и банальный совет, но для женщин он действенен – измените имидж, прическу, гардероб.
Научитесь ценить то, что Вас окружает: красивый закат, радуга после дождя, снежинки – остановитесь и начните наслаждаться этим. Порадуйтесь тому, что рядом мама, которая понимает и поддерживает – именно порадуйтесь этому. Начните с этого. Вам нужны положительные эмоции. Вспомните, как Вы смеялись раньше, радовались жизни. Что вызывало Ваш смех? Прекратите концентрироваться только на боли и жалости к себе, злости, обидах и т.д. Помните, что данные советы хороши уже после того, как Вы переживете эмоции горя (то о чем я писала в самом начале). Все последовательно.
Вам важно понять, что вызывает у Вас негативные эмоции – своего рода негативные Якоря – избавьтесь от них! Двигаться вперед – не значит перестать чувствовать! Вам просто надо найти новые способы выражать свои эмоции. Если злость – то поможет спорт, груша, даже подушка, которую можно побоксировать. Может помочь арт-терапия. Может быть переживание Вашего горя поможет Вам лучше понимать других людей и уже Вы сможете помогать другим (в т.ч. волонтерство, благотворительность). Помогая другим Вы очень сильно поможете себе.
Будьте терпеливы и внимательны по отношению к себе! Только Вы сами можете почувствовать к чему Вы готовы. Не спешите.
Дорогая Ольга, я желаю Вам душевного равновесия!