Пугает безразличие ко всему. Как с этим бороться?

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Мне 22 года, я не замужем но состою в длительных отношениях, детей нет. Родители разводятся, и с отцом, и с матерью общение без энтузиазма.
Суть проблемы: Дело в том, что уже продолжительное время, где-то чуть меньше года, я испытываю отсутствие мотивации и безразличие. Я уже давно смирилась с тем, что много лет меня мало волнует происходящее вокруг. Такой вариант мне даже подходит, потому что это ограждает меня от лишних переживаний. На развод родителей я так же реагирую ровно. Не одобряю некоторых вещей, которые они делали в своей жизни, но меня это не касается, как и их брак. Я знаю что моими родителями они быть не перестанут, а остальное их личное дело.
Заранее скажу, что я не безэмоциональная кукла. Я реагирую, достаточно харизматична, в себе во многом уверена. У меня не скучная жизнь, я самодостаточный творческий человек, и у меня много друзей.
Далее мне сложно точно скорректировать мысль. Но как бы мне не было все равно на происходящее вокруг, на свои дела всегда были не безразличны. Мне важно было устроиться хорошо в жизни, получить признание, качественно сделать свою работу, сохранять репутацию, не подводить людей. А сейчас, я осознаю, что все это плохо (подводить людей, плохо делать заказы и т.д.), и пока я держусь чисто на этом знании. И опять же, моя работа мне нравится. И я делаю свою работу, потому что должна сделать ее хорошо, но нет какого то интереса, мотивации, угрызений совести (не знаю что более точно). Даже сейчас, я должна писать курсовую работу, так как сдача завтра утром (точнее уже сегодня). Но меня как то не волнует, то что это может потянуть какие-то неприятные последствия, которых мне не хотелось бы. Я вот головой осознаю что мне не нужны проблемы, и только по этому после сообщения сяду писать. Но эмоционально мне абсолютно безразлично, я не испытываю страхов отчисления, мотивации делать, боязни разочаровать других. Абсолютное безразличие в таких вещах штука лишняя. Раньше мне все это помогало достигать своих целей, делать лучше, чем другие. Просто если в один момент, я смирюсь с тем, что раз мне все равно, то и плевать что будет дальше, я скачусь по всем лестницам. Перестану хоть как то расти. Вот это мне не дает покоя.
Но что бы вы не подумали, это касается не только учебы в вузе. У меня так со многими вещами. Например мне все равно что моя мать сходит с ума от развода, мне не хотелось бы этого, но я не хочу с этим возиться. Формула остается одна и та же. Мне все равно на событие, мне бы не хотелось чтобы оно произошло, но что то делать я для этого тоже не желаю.
Я не знаю в чем проблема, что это такое вообще, как с этим бороться, нужно ли.
Заранее спасибо вам, за потраченное на меня время.
Автор вопроса: Мойра Возраст: 22

На вопрос отвечает психолог Журавлёв Александр Евгеньевич.
Здравствуйте, Мойра.
Есть вопросы.
1. "Дело в том, что уже продолжительное время, где-то чуть меньше года, я испытываю отсутствие мотивации и безразличие. Я уже давно смирилась с тем, что много лет меня мало волнует происходящее вокруг."
Много лет - это сколько ж лет (учитывая, что Вам всего 22!!!) Вы живёте вот в таком состоянии? То есть, самые бурные, самые революционные годы (с точки зрения становления, личностного развития, эмоционального опыта) Вы проживаете в состоянии апатии?
2. " Но как бы мне не было все равно на происходящее вокруг, на свои дела всегда были не безразличны. Мне важно было устроиться хорошо в жизни, получить признание, качественно сделать свою работу, сохранять репутацию, не подводить людей. А сейчас, я осознаю, что все это плохо (подводить людей, плохо делать заказы и т.д.), и пока я держусь чисто на этом знании. И опять же, моя работа мне нравится. И я делаю свою работу, потому что должна сделать ее хорошо, но нет какого то интереса, мотивации, угрызений совести (не знаю что более точно). Даже сейчас, я должна писать курсовую работу, так как сдача завтра утром (точнее уже сегодня)."
Ок! "Свои дела" и что-то всё-таки было важно. Нравится работа, что тоже отлично!
Я не понимаю другое:
Вы жили с мыслью, что первозданный трепет и энтузиазм будет длиться вечно? Вечно будет работаться с своё удовольствие?
В том то и дело, что постоянной мотивации не существует. Мотивация идёт от потребности. И , знаете ли, если завтра Вам нечего будет есть, то Вы начнёте работать и работать усердно, с желанием. Даже на самой нелюбимой работе. Потребность удовлетворить свои нужды базового характера родит и мотивацию. Всё просто.
3. Вы абсолютно правы. Наступил (или продолжается) некий кризис: Вам необходимо прояснить для себя ситуацию.
Ключевой вопрос здесь: Как продолжать развиваться? Каким образом изменить свою жизнь (настроение, интерес, стиль) , но не терять при этом всё ценное и полезное, что Вы "наработали" за 22 года?
Надо сказать, что в той или иной степени с вопросом "быть или не быть" сталкивается каждый! Это состояние внутриличностного конфликта переживают многие (если не все) и переживают не один раз. Почему я говорю о конфликте? - Потому что на другом полюсе этой условной оси стоит страх (боязнь) перемен.
То есть, вроде и надо что-то менять, а вроде и страшно, потому что привык, удобно, страшно и т.д.
люди делают тот выбор, который им подходит, но!
Но как правило, все выбирают именно изменения, развитие. Рано или поздно развитие, желание что-то поменять опережает элементарное чувство самосохранения и человек идёт на риск! Просто человек не может жить без динамики. Метаморфозы "говорят" нам, что мы живы!
Вообще, Мойра, поиски смыслов - одна из самых важных задач человека. Это всегда очень болезненный процесс.
Хорошо и симптоматично , что Вы написали нам о своих ощущениях. И я бы не сказал,что Вам всё-равно. Раз пишете, раз задаёте вопросы, значит что-то мешает спокойно "просветляться", как написал в комменте некий Антон R.
Если есть хоть малейшее сомнение, дискомфорт, то значит есть ресурс для принятия определённого решения, выбора, способа действования. Надо, естественно, что-то менять и , вероятно, скоро время для этого наступит!
Другое дело, что состояние "на всё плевать" обманчиво. Помните, что мы имеем право быть слабыми, уставшими и т.д. Плюнуть на всё из-за элементарной слабости, поддаться некому моменту, а потом жалеть о принятом решении или (что хуже) так и не понять, что сделала ошибку, в один момент бросив всё и сведя все свои труды к "надоело" - это глупо!
Любое действие должно быть завершено. То есть, если Вы учитесь, то доучивайтесь, получайте диплом и - дальше по выбору! Но действие будет логически закончено, поставлена полноценная точка в виде РЕЗУЛЬТАТА и можно начинать новое действие!
Если Вы работаете, то определите для себя тот "край", ту конечную (с точки зрения текущего этапа) цель, по достижении которых Вы спокойно "закроете" эту "дверь" и войдёте в новую!
На самом деле, надо порадоваться тому. что Вы говорите, что интерес к жизни есть. Это не депрессия, не настоящая апатия, клинического характера, а вопрос , если хотите, созревания. Да, зрелость, "взрослость" приходит к каждому в своё время. Бывает, что и в 35, и в 40...
Тут есть один такой индикатор, по которому можно говорить, "созрел" человек или нет:
Установленная иерархия мотивов.
Что это такое? - Это когда мои "хочу", "желаю" и "не хочу" так или иначе "упираются", координируются с "надо" и "должен" гораздо более объёмного, социально-обозначенного уровня! Наши игры действительно наши, но до определённого момента, пока правила этой нашей игры не противоречат правилам игры, в которую "вписана" наша игра, или частью которой является наша игра.
Мы же с Вами - социальные животные! Мы должны быть в социуме, должны получать обратную связь, чтобы понимать, что мы из себя представляем, куда мы движемся и что вообще происходит.
(Простите меня за эдакое нагромождение, но , думаю, что Вы меня понимаете!)
Всё-равно, Вам хочется нравиться, хочется как-то соответствовать трендам современности, хочется что-то делать хотя бы для себя и знать, что это "делание" достойно, важно, существенно и т.д.
Всё-равно, Вы никуда не уйдёте от ориентиров в виде желаний, информации, сравнений.
То есть, Вы вряд ли полностью выключитесь из жизни, потому что я это "вычитал" в Вашем письме.
Полностью абстрагироваться тоже можно. Но это относительная абстрагированность. В условиях современного мира НУЖНО что-то есть, НУЖНО что-то надевать, НУЖНО, НУЖНО, НУЖНО...
У мамы с папой своя жизнь, свои проблемы, которые они должны решить САМОСТОЯТЕЛЬНО. Пусть себе разводятся, если считают, что смысла в дальнейшем сосуществовании нет. Вас ДЕЙСТВИТЕЛЬНО это качается постольку поскольку. Вы уже достаточно взрослый человек.
Сейчас важнее всего - Ваша собственная жизнь и времени впереди предостаточно. Ищите себя.
Аппетит приходит во время еды. Делайте хоть что-то для того, чтобы понять, на что направить свои силы и чему посвятить следующий этап жизни.
Смотреть кино - это делать. Гулять - делать. Заниматься собой - делать.
Разговаривать с людьми - делать.
Просто фантазировать или (что вообще высший пилотаж) планировать - ДЕЛАТЬ!
И - действительно - хорошо, что Вам плевать на мнение людей (в смысле "разочаровать")! Но "нужно" и "должен" есть и будут в жизни, потому что без них не получится "хочу"!
Удачи Вам! Простите за длинный ответ. А. Журавлёв